Подход Ask Jeeves предусматривает поддержку большего числа категорий

Новый механизм поиска Teoma. com, принадлежащий компании Ask Jeeves, может оказаться серьезным конкурентом для Google, которая сейчас является безоговорочным лидером рынка машин поиска.

Как заметил Роб Ланкастер, старший аналитик компании Yankee Group, Teoma использует метод поиска, отличный от того, что предлагает Google.

Подход Teoma предусматривает поддержку большего числа категорий данных. Google же возвращает результаты запросов, снабдив их весовыми коэффициентами, которые учитывают, сколько пользователей, сделавших аналогичный запрос, выбрали данный документ.

Денни Салливан: «Одним людям парадигма работы с Teoma может показаться очень удобной, другим — сбивающей с толку»

Каждый раз, когда пользователь ищет в Google какую-то тему, механизм поиска классифицирует результаты, что будет влиять на будущие поиски. Например, ни один из пяти результатов поиска слова seals (имеющего два основных значения — «печати» и «тюлени») с самым высоким приоритетом не имеет никакого отношения к морским млекопитающим. В то же время Teoma будет расширять результаты поиска в нескольких более обширных категориях, в том числе harbor seals («тюлени обыкновенные»), а также Easter seals, Navy SEALs и seals and gaskets.

«Google предлагает вам ответы, которые более всего адекватны вашему запросу — но только со своей точки зрения», — заметил Ланкастер.

Как подчеркнул Денни Салливан, редактор интерактивного отраслевого бюллетеня SearchEngineWatch.com, Teoma будет возвращать категории результатов поиска. Это значит, что, если вы ищете в Teoma слово Afghanistan (Афганистан), вы можете получить ответы, упорядоченные по таким категориям, как «права человека», «Азия» или «война».

Кроме того, Teoma классифицирует сайты с учетом популярности конкретной темы, присваивая им весовые коэффициенты в зависимости от количества ссылок на страницы, посвященные той же теме. Эта методика, формирующая списки, помеченные заголовком «результаты» на сайте Teoma, определяет компетентность сайта, указывая, насколько часто он упоминается на аналогичных сайтах.

Третья методика указывает экспертные ресурсы по теме поиска и перечисляет их под заголовком «ресурсы». В случае, например, поиска слова beetle (жук), в этом списке может быть указан сайт, посвященный жукам, или домашняя страница Beetle концерна «Фольксваген».

«Одним людям все это может показаться очень удобным, другим — сбивающим с толку», — заметил Салливан.

Эти возможности с одинаковым успехом могут быть отнесены как к достоинствам, так и к недостаткам, в зависимости от того, какая из компаний будет о них рассказывать. «Специалисты из Google вам укажут на просчеты в стратегии Teoma и наоборот, — считает Ланкастер. — Но в конечном итоге все решат пользователи».

Ask Jeeves намерена предлагать Teoma в качестве автономного механизма поиска www.teoma.com, и планирует к концу года интегрировать технологию Teoma в свои поисковые решения, ориентированные на публикации. Компания AskJeeves.com начала вести поиск с помощью технологии Teoma в январе, и с тех пор число запросов, которые приходят на ее сайт, выросло на 25%. Кроме того, на 15% снизилось число отказов от работы с узлом, то есть пользователи стали чаще находить то, что ищут.

И Салливан и Ланкастер считают, что на рынке найдется место еще для одного механизма поиска, и Teoma поможет развитию Ask Jeeves, которая приобрела этот механизм поиска в сентябре прошлого года.

По словам Салливана, Ask Jeeves пыталась создать свою собственную технологию поиска, но отказалась от этого из-за слишком высокой стоимости разработки и нехватки времени, купив Teoma у оригинальных разработчиков. Teoma, что переводится с галльского как «эксперт», был создан в рамках исследовательского проекта учеными Университета Рутгерса (шт. Нью-Джерси).

Кроме того, Teoma поможет Ask Jeeves с точки зрения бизнеса. «До недавнего времени Ask Jeeves приходилось прилагать огромные усилия, чтобы пробиться на рынок, так что этот шаг оказался для них весьма выгодным», — считает Ланкастер.

Салливан заметил, что Ask Jeeves выпускает свой продукт в атмосфере определенного ажиотажа.

Но он отметил, что потеснить Google с ее позиций на рынке компании удастся еще не скоро, поскольку Google — это своего рода Microsoft на рынке механизмов поиска.