Сегодня ИТ-профессионалы должны обладать не только специальными техническими знаниями
Все больше и больше учебных заведений предлагают соответствующие учебные программы, которые пользуются достаточно высокой популярностью, потому что очень многие студенты желают получить работу, связанную с компьютерами |
Рыночный спрос на специалистов в компьютерной области остается достаточно высоким. Все больше и больше академий, колледжей и университетов предлагают соответствующие учебные программы, которые пользуются достаточно высокой популярностью, потому что очень многие студенты желают получить работу, связанную с компьютерами. Многие из освоивших эти программы добиваются успеха — несмотря на недостаточный общий уровень своего образования. Дело в том, что большинство посвященных компьютерам учебных программ не позволяют составить разностороннее представление о предмете. При изучении информационных технологий упор делается главным образом на компьютеры и на то, как они работают. А о том, кто именно их использует и в каких целях, как правило, умалчивается. Деловая информатика, напротив, сконцентрирована на вопросах, связанных с применением компьютеров в бизнесе, но зато здесь опускаются особенности функционирования вычислительной техники.
Двадцать лет назад все свое внимание профессионалы сосредотачивали только на своей профессии. Каждый из них понимал, как следует сформулировать смежную задачу, чтобы ее могли решить инженеры, юристы или бухгалтеры. Границы представлялись вполне ясными. Роль специалистов, работающих с компьютерами, не выходила за рамки простой постановки задачи. Конечно, на практике все оказывалось не столь однозначно, но все действовали именно таким образом. Сейчас профессионалы должны обладать не только специальными техническими знаниями. Необходимо четко представлять себе, где, каким образом и в какой ситуации эти знания можно применить. Мы оказались в эпицентре крупных социальных преобразований — роль профессионалов меняется самым кардинальным образом.
Но вот учебные заведения реагируют на изменение ситуации довольно медленно. В одних вузах только сейчас начинают разрабатываться образовательные программы, в которых признается важность знания конкретной предметной области. Другие уже внедряют образовательные программы, предусматривающие обучение особенностям этих предметных областей.
Мне хотелось бы указать восемь важных вопросов, которые необходимо учитывать при разработке образовательных программ, рассчитанных на современный компьютеризованный мир.
Подход к консалтинговой деятельности: у менеджера и консультантов разные задачи. Менеджер обязан отдавать распоряжения, а для этого он должен тщательно продумывать и внимательно рассматривать все возможности и варианты. Роль консультанта ограничена тем, что он дает советы и рекомендации. Студенты должны почувствовать разницу между работой менеджера и консультанта.
Высокотехнологичные рынки: технические достоинства продукта всегда учитываются при его выборе, но они не являются определяющим фактором. Выбор какого-то продукта на самом деле подразумевает «погруженность» в рыночную ситуацию. Поэтому студенты должны уметь анализировать рынок высоких технологий.
Финансовый анализ: большинство решений в сфере бизнеса обязательно имеют четкие финансовые ограничения. Об этом нельзя забывать при принятии решений, связанных с ИТ. Однако лишь немногие выпускники компьютерных факультетов были в состоянии представить преподавателям экономическое обоснование принимаемых ими решений. А ведь это является необходимой составляющей для мотивировки рекомендуемых действий.
Управление проектом: проекты никогда не делаются сами по себе. Недостаток четкого руководства небольшим проектом приведет к тому, что на его реализацию потребуется дополнительное время. Поэтому многие студенты слабое управление «проектом» своего обучения вынуждены компенсировать ночным бдением.
Организационные изменения: для успешной реализации систем нужны организационные изменения. Например, при внедрении систем управления отношениями с клиентами (CRM — customer relationship management) эти изменения носят глобальный характер. Не имея за плечами необходимого опыта, очень сложно определить, что это повлечет за собой, но студенты обязательно должны иметь представление об основах структурной перестройки.
Большие компоненты сценариев: задачи программирования часто упираются в мелкие технические детали. Студентам необходимо знать, каким образом крупные компоненты объединяются в интегрированные бизнес-решения. Сценарии помогают преодолеть некоторые ограничения программирования. А использование библиотеки компонентов позволяет продвинуться еще дальше в весьма ограниченные сроки.
Гибкая разработка: классическая методология никогда не работает хорошо в полном объеме. Ведь она предполагает, что на всех предыдущих этапах все было сделано правильно. Единственным эффективным способом разработки больших бизнес-систем является эволюционный подход. С помощью гибких методологий нельзя разрешить абсолютно все вопросы, но студентам нужно иметь представление о разных методологиях.
Всеобщее распространение Internet: с появлением общедоступных сетей цель и порядок разработки бизнес-систем, а также способы их развертывания становятся принципиально иными. Образовательные программы должны выходить за рамки нескольких курсов работы в Web. Почти во всех компьютерных дисциплинах нужно уделять внимание тонкостям, связанным с получением универсального доступа к IP-сетям.
Существует несколько способов составления комплексных образовательных программ в компьютерной области, охватывающих все перечисленные вопросы. Впрочем, комплексность в данном случае менее важна, чем общие знания, которые помогут студентам не только разобраться в информационных технологиях, но и понять, в какой среде они используются.