Ганноверская выставка CeBIT проходит на пару месяцев раньше московской «Связь-Экспокомм», и это обстоятельство неизбежно ослабляет интерес к последней. Однако текущий год имеет неплохие шансы стать исключением из правила.
Когда на открытии CeBIT 2001 глава компании Hewlett-Packard Карлтон Фьорина предупреждала европейцев о неминуемом кризисе в сфере информационных и коммуникационных технологий, ее слова мало кто воспринял всерьез. Большинство надеялось, что ураган пройдет стороной. И теперь ее речь годичной давности вспоминают нечасто, но уже по другой причине: предсказание, увы, оказалось пророческим.
Впрочем, если верить официальной статистике, Западная Европа отделалась легким испугом: в 2001 году рынок вырос на 5% вместо ожидавшихся 11%. Результат, прямо скажем, не блестящий, но до всеобщего упадка и запустения, разумеется, далеко.
Как и при любом кризисе, отрицательные последствия соседствовали с положительными. «Проекты века», нацеленные на построение многих тысяч километров мультигигабитных оптических магистралей, сменил скрупулезный анализ сроков возврата сделанных инвестиций. Обмелевшие финансовые потоки вынудили операторов и корпоративных заказчиков внимательнее отнестись к выбору технологий и решений.
Перечисленные процессы нашли отражение и в палитре ганноверского шоу. Выставка по-прежнему поражает размахом, число экспонентов осталось практически на прошлогоднем уровне, а вот поток посетителей оскудел. Если говорить о сетях и телекоммуникациях, то меньше стало новых продуктов, анонсы которых традиционно приберегаются к CeBIT. Технологическая сфокусированность производителей и операторов проявилась в том, что многие категории оборудования, долгое время привлекавшие внимание специалистов, в нынешнем году оказались в тени. Но, как выяснилось, есть хиты, популярность которых не убывает. В этом году к ним с полным основанием можно отнести мобильную связь, беспроводные сети передачи данных и широкополосный доступ.
Встречая новое поколение
Разговоры о выводе сетей мобильной связи на принципиально новый уровень идут несколько лет, однако до последнего времени реализация этой идеи сдерживалась, в частности, из-за отсутствия широкого предложения абонентских терминалов. Сказанное относится и к сетям поколения 2,5G (GPRS), и к 3G.
Впрочем, что касается пакетной передачи данных по технологии GPRS, то в прошлом году дело сдвинулось с мертвой точки. По некоторым данным, в настоящее время услуги GPRS предлагают более 70 операторов в Европе и еще около 40 компаний в других частях света. GPRS-трубки и интеллектуальные телефоны с функциями GPRS еще на прошлогодней выставке с большой помпой были представлены на стендах Ericsson, Motorola, Nokia, Sagem, Samsung, Siemens и других компаний, однако в действительно массовых количествах на европейском рынке они появятся только в середине нынешнего года.
Вопрос о том, в какой мере услуги GPRS будут востребованы массовым абонентом, пока остается открытым. Не исключено, что широкое развертывание новых услуг натолкнется на неожиданные технические барьеры, вроде элементарной нехватки IP-адресов или отсутствия GPRS-роуминга. Тем не менее и производители, и эксперты полагают, что перелом может наступить уже во второй половине года. О нешуточных надеждах, которые изготовители оборудования возлагают на GPRS, говорит, например, проект Wireless Village, стартовавший год назад по инициативе непримиримых конкурентов в лице Nokia, тандема Sony Ericsson и корпорации Siemens, или заявление руководства Motorola о намерении снабжать функциями GPRS все новые модели телефонов.
По мнению аналитиков, реальным стимулом развития рынка GPRS могут стать услуги мгновенной передачи сообщений (Instant Messaging, IM) и службы мультимедийных сообщений (Multimedia Messaging Service, MMS). В этой области дело постепенно переходит в практическую плоскость. Так, в феврале компания Genie, британское подразделение оператора mm02, запустила первую в стране интегрированную систему IM. Одновременно mm02 приступила к тестированию услуг MMS и в конце года планирует предоставлять их на коммерческой основе. Кстати, на стенде Sony Ericsson можно было увидеть первую в мире трубку с поддержкой MMS — модель T68i. Судя по амбициозным заявлениям конкурентов, к концу года средствами MMS будет оснащаться едва ли не каждый второй выпускаемый мобильный телефон.
Определенный прогресс в области GPRS можно отметить и на российском рынке. Как известно, работы по внедрению технологии GRPS в своих сетях МТС и «ВымпелКом» ведут с 2000 года, причем вторая без малого год назад приступила к опытной эксплуатации GPRS. Правда, на публичной демонстрации услуг GPRS в сети «Би Лайн» в июне 2001 года не обошлось без технических накладок, да и период опытной эксплуатации, в течение которого услуги предоставлялись абонентам бесплатно, сильно затянулся. Тем не менее 1 апреля компания «ВымпелКом» объявила о доступности услуг GPRS на коммерческой основе. Установленные ею тарифы (25 центов за мегабайт переданного/полученного трафика плюс 3 долл. ежемесячно за пользование услугой GPRS/ WAP) в несколько раз ниже принятых в Европе. Например, с апреля T-Mobile (дочерняя структура Deutsche Telekom) взимает с пользователей услуг GPRS минимум 9,95 евро в месяц, что включает 1 Мбайт предоплаченного трафика, стоимость же дополнительного трафика составляет без малого 2 евро за мегабайт. Все это означает, что «ВымпелКом» не рассчитывает в обозримом будущем получать ощутимый доход от услуг нового типа, а ставит задачу приучить к ним клиентов.
С сетями третьего поколения пока дела обстоят гораздо хуже. Несмотря на то что возможности технологии UMTS демонстрировались на стендах ряда производителей телекоммуникационного оборудования (Alcatel, Siemens и др.), темпы ее внедрения пока довольно низки. Заплатив астрономические суммы за лицензии (16,8 млрд. долл. в США, около 48 млрд. долл. в Германии, примерно 33 млрд. долл. в Великобритании и т.д.) и ощутив на себе последствия кризиса, ведущие западные операторы мобильной связи вынуждены были притормозить работы по развертыванию инфраструктуры 3G. Поэтому аналитики начали склоняться к тому, что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств первые сети третьего поколения появятся на свет не раньше 2003 года, а окончательный переход займет многие годы. Тем неожиданнее прозвучало заявление, сделанное на одной из ганноверских пресс-конференций Матти Алахухтой, президентом подразделения мобильных телефонов Nokia. Он пообещал журналистам, что запуск сетей 3G состоится 26 сентября при участии сразу нескольких европейских компаний. Имена операторов-пионеров названы не были, однако победители европейских аукционов хорошо известны, да и компании, проявляющие повышенную активность в продвижении услуг пакетной передачи данных в сетях мобильной связи, на слуху.
А вот какая из отечественных телекоммуникационных компаний возглавит движение в светлое мобильное будущее, пока неясно. Во-первых, в России ни один оператор не в состоянии выложить миллиарды долларов за лицензию на предоставление услуг 3G. Сохраняется надежда на то, что у нас вообще удастся обойтись без аукциона, а лицензии будут выдаваться на конкурсной основе. Во-вторых, совершенно неясно, когда это произойдет. На Второй Международной конференции «Связь и инвестиции в России» глава Минсвязи Леонид Рейман оценил отсутствие в нашей стране обладателей таких лицензий как несомненное преимущество, заметив, что их выдача начнется не раньше, чем на рынке появится работоспособное оборудование.
Любопытно, что, согласно экономическим расчетам Минсвязи, для России оптимальным является наличие четырех операторов, обладающих лицензиями 3G. Если принять во внимание сегодняшнюю расстановку сил на рынке, а также активное проникновение столичных компаний в регионы (покупка «Мобильными ТелеСистемами» оператора «Кубань GSM» — последний показательный пример на эту тему), то можно предположить, что «счастливчиками» станут МТС, «ВымпелКом», группа компаний «МегаФон» и холдинг Millicom International Cellular, владеющий контрольными пакетами акций нескольких операторов сетей NMT-450.
Последнее имя попало в этот список неспроста. «Московская сотовая» уже больше года активно занимается переводом морально устаревшей аналоговой сети NMT-450 на цифровой стандарт IMT-MC (cdma2000). Несомненно, ее примеру последуют многие другие компании, принадлежащие к «Сотел-сообществу». Точность такого прогноза повысилась в несколько раз после того, как 20 марта Минсвязи ввело в действие руководящий документ, придавший стандарту IMT-MC статус федерального и регламентирующий построение соответствующих опытных зон.
Какие из остальных членов семейства IMT-2000 прорастут на отечественной почве, сказать трудно. Во всяком случае, даже технология IS-95 (CDMA) у нас разрешена к применению только для фиксированной связи. Тем не менее крупнейшие участники сотового рынка вовсю строят опытные зоны UMTS. Соответствующие работы активно ведут МТС, «ВымпелКом» и «Соник Дуо», представившие первые результаты этой деятельности на мартовском бизнес-форуме «Мобильные системы». Судя по всему, тема 3G станет одной из главных в экспозиции крупнейших сотовых операторов и на выставке «Связь-Экспокомм 2002». В частности, первые итоги работы своей опытной зоны должен представить «Северо-Западный GSM», да и от руководителей компании «Соник Дуо», запланировавшей на апрель коренную модернизацию собственного UMTS-участка, возможно, появятся новые данные о результатах испытаний.
Сети без проводов
Год, прошедший между двумя выставками CeBIT, был поистине эпохальным для индустрии локальных и распределенных беспроводных сетей передачи данных. Появление первых продуктов для сетей 802.11a, существенный прогресс в подготовке окончательного стандарта 802.11g и анонс элементной базы для отвечающего ему оборудования, широкое развертывание беспроводных локальных сетей в горячих точках (аэропорты, выставочные центры, крупные торговые комплексы и т.д.) и начавшееся сращивание беспроводных сетей с системами мобильной связи, массовый выпуск устройств, поддерживающих технологию Bluetooth, долгожданное сближение европейских спецификаций HiperLAN, HiperMAN и других с соответствующими разработками американского института IEEE, наконец, первая передача высококачественного видео по сетям 802.11a и неожиданный прогресс в создании механизмов обеспечения QoS в беспроводных сетях передачи данных — вот лишь некоторые события, продемонстрировавшие истинный потенциал беспроводных технологий. Нет ничего удивительного в том, что эти технологии оказались в числе хитов ганноверского шоу.
Консорциум Wireless Ethernet Compatibility Alliance собрал на своем стенде ведущих производителей оборудования 802.11b, чтобы на практике продемонстрировать совместимость продуктов разных поставщиков. Одновременно было объявлено о новой программе тестирования Wi-Fi5, старт которой будет дан, возможно, уже в июне. Запланированная инициатива WECA должна подтвердить способность устройств разных компаний сосуществовать в одной среде и тем самым дать мощный толчок развитию высокоскоростных сетей 802.11a (число моделей, получивших сертификат Wi-Fi, уже перевалило за две с половиной сотни). Локальные беспроводные сети, соответствующие стандарту 802.11a, на выставке развернули Intel и Proxim. Новые продукты для сетей 802.11 продемонстрировали 3Com, Intel, MiTAC, Nokia, Panasonic, Philips и другие фирмы, а оборудование Bluetooth можно было увидеть на стендах 3Com, Cambridge Silicon Radio, Ericsson, Patria и Red-M.
В России счет развернутым беспроводным сетям идет на сотни. В сравнении с количеством более традиционных проводных сетей, а уж тем более с западноевропейскими показателями, цифра не впечатляет, однако надо иметь в виду, что в отличие от многих западных государств, в нашей стране даже диапазон 2,4-2,4835 ГГц, который чаще всего используется в беспроводных сетях, остается лицензируемым. Последнее обстоятельство означает, что развертывание беспроводной сети даже в пределах небольшого офиса сегодня требует значительных финансовых ресурсов и организационных усилий, а это никак не способствует росту рынка беспроводных технологий.
Правда, в прошлом году под эгидой Госкомитета по радиочастотам началась работа по переходу на безлицензионное применение оборудования беспроводных сетей передачи данных для построения офисных сетей. Соответствующее решение ГКРЧ ожидается, что называется, со дня на день. Наряду с общим снижением цен на радиоадаптеры и точки доступа оно должно дать мощный импульс развитию отечественного рынка беспроводных решений, особенно среди корпоративных заказчиков.
Пока же, как свидетельствуют данные, полученные от некоторых системных интеграторов, до двух третей выполняемых ими беспроводных проектов приходится на операторский сектор. В то время как на Западе некоторые крупные операторы (AT&T Wireless, Sprint) заявили о сворачивании бизнеса, связанного с предоставлением услуг широкополосного доступа, в нашей стране интерес телекоммуникационных компаний к этому виду деятельности неуклонно растет. В результате в крупных городах уже имеется несколько конкурирующих сетей беспроводного доступа. Наиболее показательна ситуация в Москве и Подмосковье. Несмотря на существование в столице беспроводных сетей доступа в течение ряда лет, только в прошлом году активную деятельность на этом поприще развернули компании «Совинтел», «Комбеллга» и МСС. Последняя запустила беспроводной проект Alaris в коммерческую эксплуатацию в конце марта, подобно другим операторам решив использовать уже имеющуюся опорную транспортную сеть для развертывания нового типа услуг и получения дополнительной прибыли. Согласно планам компании, к маю зона уверенного приема сигнала в сети Alaris охватит территорию не только Москвы, но и Подмосковья в радиусе 30-40 км от столицы, а также несколько более удаленных городов. Столь широкая зона действия сети и установленные оператором тарифы вполне могут обеспечить широкий спрос на новую услугу. Если бы не одно «но»: подключение к Alaris (вместе со стоимостью оборудования) сегодня обходится пользователю минимум в 1170 долл. Примерно за такую цену в 1997 году «Реллайн», дочерняя структура оператора «Голден Лайн», пыталась подключать пользователей на услуги ADSL-доступа. За прошедшие пять лет об успехах этого начинания ничего не слышно. Так что, не снизив раза в три начальный платеж, МСС рискует надолго задержаться среди аутсайдеров рынка услуг широкополосного доступа.
Чемпионы по доступу
Лидирующие же позиции, судя по всему, достанутся тем операторам, сделавшим ставку на цифровые абонентские линии. В отличие от США, в странах Западной Европы (да и в России) эта группа технологий затмила конкурирующие разработки в области широкополосного доступа.
Среди многочисленных представителей семейства технологий xDSL наиболее популярным остается асимметричный вариант, ADSL. По некоторым данным, в европейских странах используется до 3 млн. xDSL-линий, общее же их количество во всем мире превышает 10 млн. Значительных успехов в этом добилась Deutsche Telekom, которая благодаря наличию развитой коммуникационной инфраструктуры, весьма умеренным тарифам и агрессивной маркетинговой политике сумела подписать на услуги T-DSL примерно 2,3 млн. абонентов. С огромным отставанием от германского телекоммуникационного гиганта усилия по продвижению ADSL-услуг наращивают другие операторы, в том числе France Telecom, Telecom Italia и Telefonica.
До 90% используемых сегодня цифровых абонентских линий — это линии ADSL, однако в последнее время растет популярность симметричных вариантов, прежде всего технологии G.shdsl, стандартизованной МСЭ в начале 2001 года. Пионерами ее внедрения в европейских странах являются альтернативные операторы, например английская COLT Telecommunications и немецкая HL Komm, хотя традиционные операторы тоже успели оценить перспективность симметричного доступа: в мае услуги SDSL своим клиентам намерена предложить Deutsche Telekom. По прогнозам экспертов, в развертывании услуг на базе стандарта G.shdsl Европа сможет заметно опередить США, поскольку местные операторы не вкладывали прежде значительных средств в SDSL.
Стабильно растущий спрос на широкополосные услуги среди европейских пользователей из года в год заставляет ведущих производителей привозить в Ганновер свои самые последние разработки. Вот и теперь новые продукты для сетей xDSL можно было увидеть на стендах Alcatel, Net to Net Technologies, RAD Data Communications, Schmid Telecom, Siemens и некоторых других компаний.
Не исключено, что какие-то из новинок будут представлены посетителям выставки «Связь-Экспокомм 2002», однако успешность их продаж в России остается под большим вопросом. По числу развернутых линий xDSL отечественный рынок уступает западноевропейскому в сотни раз. После фальстарта «Реллайна» в 1997 году действительно жизнеспособные ADSL-проекты стали разворачиваться в России пару лет назад. Сейчас в столичном регионе услуги ADSL-доступа успешно продвигают «МТУ-Интел» и «Комбеллга», пара конкурирующих компаний — «Вэб Плас» и «ТелеРосс» — действуют на рынке Санкт-Петербурга, наконец, в декабре 2000 года в Екатеринбурге начала работать сеть ADSL-доступа, оператором которой является компания «Сеть цифровых каналов». Не забыта у нас и симметричная технология SDSL: соответствующая услуга доступна, например, от «Совинтел».
Слабая развитость данного сегмента рынка и организационные трудности, связанные с допуском альтернативных операторов к «последней миле», приводят к тому, что участники рынка не спешат сообщать точные данные о числе эксплуатируемых xDSL-линий и своей абонентской базе. По весьма приблизительным оценкам автора, в середине апреля в нашей стране использовалось 6-7 тыс. каналов xDSL-доступа. И хотя количество работающих по ним пользователей в несколько раз выше (ведь основными потребителями этих услуг являются представители малого и среднего бизнеса, а также абоненты, объединенные в домовые сети), на фоне четырехмиллионной аудитории Рунета это капля в море. Для крупных операторов доля пользователей услуг широкополосного доступа не превышает 1-1,5% общего числа пользователей услуг доступа, тогда как, скажем, в США или Германии этот показатель заметно выше (около 9 и 3% соответственно).
Впрочем, скоро ситуация может измениться к лучшему. В последние месяцы темпы прироста абонентской базы услуг xDSL в России заметно возросли, и если эта тенденция сохранится в обозримом будущем, не исключено, что к началу осени будет преодолен символический рубеж в 10 тыс. DSL-линий, а к концу года этот параметр возрастет еще процентов на 20-30. Если прибавить сюда пока довольно скромные успехи операторов сетей кабельного ТВ по предоставлению услуг Internet-доступа и похожую услугу, предлагаемую владельцами беспроводных сетей, то, вероятно, уже в 2003 году появятся основания всерьез говорить о становлении в России полноценного рынка услуг широкополосного доступа.
Если не брать в расчет некоторые досадные исключения (вроде решений Минсвязи по стандартам NMT-450 и CDMA), то можно с удовлетворением отметить, что в области средств связи Россия перестала заниматься поисками «своего пути» и движется по столбовой дороге, проложенной мировым телекоммуникационным сообществом. В конце прошлого года от директора одной из отечественных компаний я услышал, что по срокам внедрения современных технологий и по темпам развития наиболее перспективных рыночных сегментов наша страна отстает от Западной Европы года на два. С одной стороны, роли вечно догоняющего не позавидуешь, с другой — двухгодичное отставание не так уж и велико.
Если отвлечься от прошлогоднего кризиса, который поразил индустрию высоких технологий в развитых странах и от ударов которого нам удалось увернуться, а сконцентрироваться на положительных тенденциях западноевропейского рынка, то совсем неплохо было бы увидеть их отражение в России в году грядущем. Насколько обоснованны эти светлые надежды? Возможно, на поставленный вопрос ответит «Связь-Экспокомм».