Денег у европейского проекта системы навигации хватит до 2005 года

Проект развертывания системы определения местоположения Galileo, европейского аналога спутниковой сети глобального позиционирования GPS (Global Positioning System), созданной и поддерживаемой США, получил весомое подкрепление. Министры связи 15 стран Европейского союза договорились вложить в этот проект 450 млн. евро. Еще 550 млн. долл. предстоит внести Европейскому космическому агентству. В сумме с 650 млн. евро, выделенными несколько ранее, инвестиций должно хватить до 2005 года.

В рамках проекта, на который предполагается всего затратить 3,6 млрд. евро, предполагается вывести на орбиту 30 искусственных спутников, так же как это сделано в системе GPS.

Министры европейских стран придерживаются разных мнений о том, как должны развиваться работы по проекту, который станет крупнейшим инфраструктурным начинанием Европейского союза.

До недавнего времени правительства Германии, Голландии и Великобритании отказывались от поддержки дорогостоящего проекта. С наименьшим энтузиазмом относятся к нему в Великобритании.

Однако здесь удовлетворены найденным компромиссом, предполагающим исключение частных компаний из участия в нем до тех пор, пока не будет объявлен тендер на право стать оператором новой сети. Это должно произойти в конце следующего года. Таким образом предполагается добиться справедливого выбора предложений и избежать конфликта интересов.

В отличие от GPS, система Galileo будет использоваться исключительно гражданскими организациями. Она сможет обслуживать транспортные сети, например авиалинии или компаний-перевозчиков. Ее будут также использовать разного рода экстренные службы, такие как служба спасения или поисковые службы. В число потенциальных частных инвесторов Galileo, скорее всего, войдут аэрокосмические компании.

Американские власти пытались воспрепятствовать Евросоюзу разрабатывать Galileo, мотивируя это отсутствием необходимости в двух практически аналогичных сетях, а также ссылаясь на проблемы, которые могут возникнуть, если две системы окажутся несовместимы.

Лойла де Палачио, член Еврокомиссии по транспорту, заявил, что Европейский союз будет продолжать «исключительно плодотворное сотрудничество» с официальными структурами США, чтобы гарантировать совместимость и взаимодополняемость Galileo и GPS.

Причину активизации усилий по разработке Galileo видят также в охлаждении отношений между Европой и США.

Наблюдатели отмечают, что решающую роль сыграл рост напряженности в отношениях, ставшее следствием, в частности, повышения пошлин на импорт стали в США. Госдепартамент США заявил, что не видит нужды в Galileo, поскольку «для всех стран мира в обозримом будущем будет достаточно GPS»; если же в ЕС решатся на постройку, говорилось в заявлении, то это необходимо делать в сотрудничестве с США, чтобы обеспечить совместимость двух систем. В декабре против Galileo выступил и Пентагон.

На недавней встрече глав государств Европейского союза в Барселоне европейские политики предупреждали о риске для Европы превратиться в технологического вассала США в космосе. Система Galileo же должна позволить странам Европы положить конец зависимости от американской спутниковой сети.


Galileo: как это работает

Galileo использует глобальную спутниковую сеть для передачи радиосигналов на приемники системы глобального позиционирования. При получении сигнала с трех или более спутников это устройство позволяет с большой точностью определить координаты своего местонахождения. Спутники движутся по стационарным орбитам, поэтому в каждый момент времени известно, где именно и на какой высоте над поверхностью Земли они находятся. Расстояние от передатчика до спутника вычисляется по времени, которое занимает транспортировка радиосигнала. В отличие от GPS система Galileo эффективна в любой точке Земли, а не только в Северной Европе и в густонаселенных районах. Кроме того, Galileo — гражданская система, в то время как GPS и российская система Глонас курируются министерствами обороны.