Конференция Java 2002 Technology: эйфория прошла, начались трудовые будни
Стю Стерн убежден, что создание Web-служб должно стать таким же инженерным процессом, как проектирование самолетов или автомобилей

Содержанию прошедшей в апреле в Москве конференции Java 2002 Technology Conference вполне адекватно присутствующее в названии слово «технологическая». Оно точно отражает программу мероприятия и символизирует наступивший период зрелости всего того, что ныне ассоциируется с Java. Это наблюдение относится не только к технике, но и к участникам: адепты Java заметно повзрослели и посерьезнели. На смену радостному оживлению по поводу появления нового языка программирования пришло спокойное отношение к технологии как к рабочему инструменту. Возбуждение и эйфория неофитов остались в прошлом, закончился праздник, для людей, обремененных знанием и опытом, начались трудовые будни.

Программа конференции явно превосходила возможности одного дня. Вначале было общее пленарное заседание, а затем конференция разделилась на три потока: технология, методология и практика; средства разработки; продукты, платформы и области применения.

На пленарном заседании выступали вице-президент Sun Microsystems и директор Всемирной сети Java-центров Стю Стерн и главный архитектор Java-центра в Вашингтоне Джон Крупи. Они же были докладчиками и на первой секции. Основным предметом выступления обоих стали, разумеется, Web-службы. Стоит отметить, что Стерн и Крупи смогли избежать набивших оскомину маркетинговых заявлений по поводу значимости Web-служб и посвятили свои выступления технологиям.

Стерн вначале говорил об уже хорошо известной архитектуре Sun Open Network Environment (Sun ONE), а во втором выступлении — о новой методологии проектирования Web-служб Sun Tone. Касаясь Sun ONE, он особо остановился на универсальности этой архитектуры и на роли J2EE как стандарта де-факто, позволяющего многим компаниям включиться в гонку за своей долей рынка, который открывается благодаря Web-службам. Он разделил роли двух групп стандартов, взаимно дополняющих друг друга: с одной стороны, SOAP, UDDI, WSDL и другие входящие в эту категорию стандарты, которые обеспечивают общность публикации служб и доступа к службам, с другой — J2EE, позволяющий согласованно разрабатывать технологическое обеспечение служб.

Как ожидается, рынок Web-служб будет очень большим и по определению диверсифицированным, поэтому ни одной компании не по силам заключить его в рамки предлагаемой ею, пусть очень интересной, но все же собственной технологии. Например, .NET. Стандарт J2EE востребован огромным числом компаний-разработчиков, он соответствует требованиям большинства, хотя и контролируется Sun Microsystems, но альтернативы ему пока нет. Sun ONE, как инфраструктура, построенная в соответствии с J2EE, способствует распространению продуктов и технологий, служащих для перевода приложений на Web-службы.

Очень интересным было секционное выступление Стерна, посвященное Sun Tone, поскольку сегодня управление жизненным циклом разработки приложений и Web-служб становится одной из важнейших задач. Оно тематически и по времени пересеклось с выступлением Сергея Орлика из московского представительства Borland. Появление продуктов, нацеленных на управление жизненным циклом приложений, Web-служб, порталов, связано с одной из самых актуальных проблем — созданием нормальной инженерии программного обеспечения. Если ограничиться Sun Tone, то этот инструментарий позволяет разрабатывать Web-службы примерно так же, как это делается при проектировании сложных инженерных изделий, например самолета или автомобиля, а именно начать с создания макета, провести макетные испытания, уточнить проектное задание и т.д., вплоть до выпуска готового изделия.

Представляя один из слайдов, называвшийся Validate before you build (то есть «Оценивайте, прежде чем строить»), директор Всемирной сети Java-центров корпорации Sun Microsystems Стю Стерн сказал: «Представьте, что было бы, если бы самолеты проектировали так же, как программы: сначала строили, а уже потом проверяли, полетит ли». Сравнение убедительное, но двусмысленное: действительно, современные самолеты так не строят, но так было не всегда. На заре авиации все же сперва строили, а потом проверяли; правда, жизнь пилотов подвергалась куда большей опасности, чем жизнь программистов. Вывод неутешителен: современные технологии программирования не ушли далеко от деревянно-полотняных аэропланов.

Крупи два из своих трех выступлений посвятил Java 2 Enterprise Edition. В первом он сделал общее введение в предмет, а во втором представил J2EE как платформу для Web-служб. Но ключевым было его выступление «Шаблоны J2EE и Wеб-службы». Это его конек, он один из трех авторов книги Core J2EE Patterns. Best Practice and Design Strategies, бестселлера издательства Prentice Hall, объемистого каталога шаблонов. Примечательно, что на одном из слайдов Крупи запечатлел выкройку, которые в прошлом, в те времена, когда женщины шили сами себе платья, продавались в магазинах. Очень точное и образное сравнение, особенно для тех, кто говорит по-русски: «шаблон» для нас — это нечто просто повторяемое, а выкройка определяет лишь основу конструкции, оставляя возможность для творчества в определенных пределах. Стоит обратить внимание и на вторую часть названия книги, где упомянуты «лучшая практика» и «стратегия проектирования». Сейчас, когда программирование все больше становится ремеслом, которым заняты миллионы, передача опыта имеет огромное значение.

На конференцию приехали еще трое специалистов из Sun — эксперт по средствам разработки Forte Иво Тотев (доклад — «Разработка приложений, основанных на J2EE, J2ME, и Web-служб с помощью Forte for Java»); ведущий Java-архитектор Кристофер Блэйдон («Настройка производительности платформы Java») и ведущий Java-архитектор Андрей Назарьев («Rich Java Client и технология Java»).

Спонсорами конференции стали московские офисы Borland и Oracle. Первую компанию, как уже упоминалось, представлял Орлик, он говорил о Borland Enterprise Server в качестве платформы для развертывания систем на основе J2EE и CORBA, а также об интеграции разнородных корпоративных приложений. От Oracle выступили консультанты Александр Михайлов, Игорь Минеев и Сергей Грищенко, представившие Oracle 9i как платформу для развертывания Java-приложений, технологию разработки Internet-приложений с помощью Oracle 9i JDeveloper и технологию разработки Java-компонентов для Oracle 9i AS Portal.

В конференции приняло участие примерно 500 человек. Чтобы понять истинные масштабы распространенности Java в России, я попросил Сергея Тарасова, главу представительства Sun Microsystems, оценить число программирующих на этом языке. Точных оценок у него, разумеется, нет, а по косвенным, Java-программистов — 40-50 тыс. человек.