Новые технологии в состоянии кардинальным образом изменить методы работы с ПК
При работе с клавиатурой TouchStream LP вы можете плавно перейти от манипуляций по набору символов к работе с мышью не отрывая пальцев от панели

Каждый день мне приходится мучиться с клавиатурой и мышью. Машинистка из меня некудышная, и неудобная поза отзывается мучительной болью в мышцах и сухожилиях, так что порой, набирая текст, я морщусь от боли. Плюс к тому клавиатура и мышь — не самые удобные вещи. За свою эволюцию персональный компьютер прошел путь от электронной печатной машинки и калькулятора до развлекательной системы, но мы по-прежнему обращаемся с ним так же, как с рабочим инструментом: сидим за столом, положив руки на клавиатуру или щелкая клавишами мыши. Наши движения скованны даже тогда, когда мы играем: джойстик прекрасно подходит для флайт-эмулятора, но не очень удобен для стратегических игр.

Однако сейчас создаются новые сенсорные и оптические технологии, которые могут кардинальным образом изменить методы работы с компьютером. Эти технологии позволят создавать не только более эргономичные устройства, но и новые приложения.

Укажи, но не щелкай

Многие пользователи мобильных компьютеров научились использовать вместо мыши небольшие сенсорные панели, а компания FingerWorks предлагает заменить такими панелями, правда, большего размера, клавиатуру. Вместо традиционных клавиш клавиатура на покрытой тканью сенсорной панели FingerWorks просто нарисована: нужно всего лишь коснуться пальцем прямоугольника, на которых написано «пробел», «ввод» или «8». Компания утверждает, что такой подход позволяет снять напряжение с пальцев. Само по себе это весьма интересное решение, но особую выразительность ему придает то, что в FingerWorks называют MultiTouch Technology. Если дотронуться одним пальцем до прямоугольника с цифрой 8, то на экране появится этот символ. Но если дотронуться до «восьмерки» или другого участка панели двумя пальцами, то этот жест будет интерпретироваться как движение мыши. Точно так же касание тремя пальцами воспринимается как двойной щелчок, а в том случае, если один из этих пальцев большой, то как щелчок правой клавишей мыши. Так работает выпускаемая компанией панель IGesture, которая представляет собой сочетание мыши и числовой панели.

FingerWorks также выпускает полнофункциональную клавиатуру TouchStream LP. Вы можете плавно перейти от манипуляций по набору символов к работе с мышью для вызова меню, не отрывая пальцев от панели. Этот процесс в меньшей степени напоминает ввод данных, а больше похож на магические пассы. Кроме того, такой комплексный подход более удобен с эргономической точки зрения. По словам доктора Эрика Пепера, который руководит проектом Healthy Computing Project в университете Сан-Франциско, проще всего себе навредить, когда приходится при выполнении точных и небольших движений далеко протягивать руку, как, собственно, мы и делаем, если переносим руку с клавиатуры на мышь.

Не менее вредно держать в напряжении руки над клавиатурой, поскольку мы не позволяем мышцам расслабиться. Технология FingerWorks достаточно хорошо отличает продуманные жесты от случайного, непреднамеренного касания, поэтому можно спокойно положить остальные пальцы на панель, когда вы набираете текст или работаете с мышкой.

Новое измерение

Панель FingerWorks радикальна по своей возможности восприятия жестов, но консервативна в том, что ограничена двумя измерениями. Переход на следующий уровень — это перчатки P5 компании Essential Reality и Electronic Perception Technology компании Canesta.

P5 больше напоминают приспособления для киборга, нежели перчатки. Это легкое устройство надевается на тыльную сторону ладони, а гибкие пластиковые стержни размещаются на пальцах и крепятся на каждом из них с помощью пластиковых колец. P5 воспринимает движение, когда стержни сгибаются, считывая движение пальцев с поразительной точностью. Такая конструкция покажется знакомой тем, кто помнит Nintendo/Mattel PowerGlove. Компания Essential Reality купила эту технологию, но добавила к ней восприятие изгиба. P5 оснащены светодиодами, а инфракрасная базовая станция может считывать сигналы и отслеживать движение рук в пространстве.

Преимущества этого решения для видеоигр очевидны. С них и начала компания Essential Reality. К концу лета компания планирует начать продажу этих перчаток вместе с играми. P5 предлагает не просто по-новому играть в те же самые старые игры. Она предлагает идеи для новых игр. Чтобы продемонстрировать потенциал нового устройства, Дэвид Девор из компании Essential Reality показал мне игру, разработанную компанией. Я руководил рукой некоего фантастического ловца, который должен был ловить объекты, перемещающиеся в пространстве. «Вы можете такое представить с очками, используемыми для виртуальной реальности?» — спросил меня Девид. Теперь, когда я попробовал перчатки, могу.

Essential Reality планирует создать и другие продукты. Она намерена примерно через год выпустить перчатки для обеих рук (сейчас P5 работает только с правой рукой). А также намерена разработать и другие компоненты, такие как обувь и наколенники, которые позволят устройству интерпретировать все движения тела — огромный шаг вперед для игр типа кун-фу!

Размышление о будущем

Небольшая фирма Canesta разрабатывает в настоящее время технологию для той же самой цели, не требуя, чтобы пользователи надевали на себя какие-то устройства. В этой технологии применяется инфракрасный передатчик для отражения луча от объекта и небольшой ПЗС-датчик по типу тех, что устанавливаются в цифровых камерах и камкодерах.

Сравнивая время, за которое инфракрасный луч достигает разных частей ПЗС, процессор может создавать трехмерные карты. Представители Canesta говорят, что эта технология даст «зрение» машинам, и я тут же вспомнил всевидящий компьютер HAL 9000 из романа Артура Кларка «2001».

Canesta намерена устанавливать датчики в PDA и сотовые телефоны вместе с небольшим проектором, который будет «рисовать» изображение клавиатуры на любой плоской поверхности. Как только вы дотрагиваетесь до воображаемых клавиш, датчик считывает движение ваших пальцев. Я поработал с более простой разновидностью, изображающей клавиатуру пианино, и остался очень доволен. В Canesta считают, что этот датчик начнет применяться в карманных устройствах к началу 2003 года, но они не уточнили, какие именно компании намерены устанавливать его в своих устройствах.

Виртуальная клавиатура должна стать более удобным средством для выполнения тех действий, которые мы уже совершаем. Но Canesta рассчитывает на появление новых приложений, в том числе систем предупреждения столкновений, которая будет контролировать «слепую зону» при движении вашего автомобиля, а также сверхточных систем распознавания лиц, которая будет открывать дверь при вашем приближении к дому.