Отечественная розничная торговля и средства управления цепочками поставок
Доклады на конференции по проблемам управления цепочками поставок в сфере розничной торговли сгруппировались в три блока, в заглавия которых можно вынести три вопроса: зачем? как? на какой основе? Общая же идея конференции состояла в том, чтобы показать, как с помощью SCM сделать торговый процесс более прибыльным.
Впрочем, убеждать в необходимости серьезных решений по управлению цепочками поставок аудиторию конференции, пожалуй, было излишне. Представители основных звеньев этой самой цепочки в сфере торговли (компаний-производителей, дистрибьюторских фирм, розничных сетей) по всей видимости, прекрасно осознают это, иначе чем объяснить огромный интерес к теме конференции. В зале не хватило свободных мест.
В Interactive Research Group провели исследование сетей супермаркетов в России, результаты которого свидетельствуют о том, что эта сфера бизнеса находится сейчас на подъеме. Сегодня объем торговли супермаркетов составляет 6-7% объема розничного рынка, и эти не очень внушительные цифры звучат совсем по-другому, если сравнить их с 0,2% в 1997 году.
Проведенный в ходе исследования опрос руководителей торговых предприятий показал, что главным фактором успеха в управлении они считают умение управлять взаимоотношениями внутри и вне организации, что, по существу, означает умение управлять информационными потоками. Сюда относятся и задачи управления цепочками поставок, которые, по определению Deloitte&Touche, включают в себя весь цикл движения товаров, капиталов, сырья от поставщика до потребителя. По данным Deloitte&Touche, в России четверть розничной цены продукта составляют затраты на цепочку поставок, в то время как в Западной Европе и США этот показатель не превышает 10%. Такая значительная разница во многом объясняется неразвитостью отечественной системы дистрибуции (на посредников расходуется львиная доля этих затрат, а также отсутствием четкой стратегии управления цепочками поставок в компаниях).
Для устранения подобных недостатков компания BSE предлагает свои разработки для реализации электронного бизнеса. Пакет SCM-решений от BSE включает в себя систему автоматизированного управления складским хозяйством Vector, систему автоматизации взаимодействий с контрагентами e-Partner и систему автоматизации мобильных торговых представителей e-CRM. По словам вице-президента BSE Елены Юденко, система e-Partner создает электронную среду сотрудничества между компаниями — участниками цепочки поставок. e-Partner «открывает» компанию-производителя ее партнерам — поставщикам, дистрибьюторам, торговым точкам — и позволяет создать единый логистический центр обработки заказов и мониторинга складских запасов. Составной частью e-Partner является система Internet-торговли — e-Business, которая имеет средства интеграции с ERP-системами и тем самым позволяет включить в единую автоматизированную среду не только бизнес-процессы заказчика, но и внутренний учет в самой компании.
Большой интерес представляет система e-CRM, которая обеспечивает управление процессом выездных продаж и оформления заказов через торговых представителей, работающих с мобильными устройствами. Система предоставляет оперативную информацию о клиентах, управляет распределением заданий и планированием времени работников «в полях», автоматизирует составление отчетов и анализ выполненных действий. Как отметил Юденко, практика использования системы показала, что она позволяет высвободить время на дополнительную поездку к заказчику в день.
Но мобильный бизнес нуждается в соответствующей транспортной составляющей. Поэтому в программу конференции вошел доклад от «ВымпелКома» о беспроводном мобильном доступе к офисным приложениям с помощью GPRS и о соответствующих услугах сети «Би Лайн».