Число компьютеров на авиапредприятии городаКомсомольск-на-Амуре исчисляется тысячами

Валерий Печерин: «В прошлом году на техническое оснащение информационных систем было выделено более 3 млн. долл.»
На «Авиационном производственном объединении» города Комсомольск-на-Амуре (КнААПО) внедряется система управления ИТ-ресурсами IBM Tivoli. Об этом проекте с начальником отдела «АСУ-сервис» Валерием Печериным и начальником отдела продаж программного обеспечения IBM Леонидом Алтуховым беседует корреспондент Computerworld Россия Ирина Шеян.

Есть ли у руководства завода понимание необходимости выделять деньги на ИТ?

Валерий Печерин (ВП): Да, в прошлом году на техническое оснащение информационных систем было выделено более 3 млн. долл. В основном деньги были инвестированы в САПР, то есть пошли на обеспечение рабочих мест конструкторов и технологов. Наше подразделение — только один из нескольких ИТ-отделов завода. Количество компьютеров в КнААПО исчисляется тысячами, в том числе несколько сотен рабочих мест проектировщиков. На таком количестве ПК даже установка ПО — это уже серьезный и длительный процесс.

Какое ПО на них установлено?

ВП: Основной пакет — Unigraphics, кроме него используются и другие, например известный AutoCAD, собственные программные разработки (в первую очередь это бухгалтерия), но их доля постоянно снижается. На одном рабочем месте, как правило, функционируют до десяти различных приложений в разных комбинациях. На уровне предприятия в этом году внедряется первая подсистема ERP-системы Baan: управление материально-техническим снабжением. Первоначальная задача, которую решает у нас Tivoli, — это контроль рабочих мест пользователей, обеспечение сбора объективной информации со всех объектов информационной системы, для того чтобы мы могли вовремя принять меры и предотвратить сбой информационной системы и остановку производства.

Как выбиралось решение и поставщик?

ВП: По предварительным запросам партнеры IBM и HP давали весьма серьезные оценки стоимости проекта, например для OpenView на этапе первичного внедрения требовалось около 1,5 млн. долл. Для нас такие суммы были малореальны, и сначала мы ориентировались на аналогичную систему их конкурента, компании Computer Associates, с более приемлемой политикой лицензирования. Но как раз, когда мы приступали к работе над проектом, представительство CA в России было закрыто. Мы попытались вести дело с партнерами, но удовлетворения не получили. В результате остановились на Tivoli. Компания «Авикомп Сервисез» — это уже второй партнер IBM, с которым мы сотрудничаем, они смогли найти золотую середину между нашими потребностями и возможностями.

Какие ставились цели и как будет оцениваться результат внедрения?

ВП: Стояла задача взять под контроль все объекты информационной системы предприятия, работающие в корпоративной сети, чтобы обеспечить режим предупреждения возможных сбоев, которые могут сказаться на работе всего предприятия.

Я считаю, что полноценная отдача от проекта будет получена, если нам гарантированно не придется останавливать производство более, чем на несколько часов или даже минут.

Леонид Алтухов (ЛА): Цель внедрения — обеспечить непрерывную работу прикладных систем, сетевых и серверных компонентов, рабочих станций. Tivoli позволяет локализовывать или даже предупреждать возникающие проблемы, проводя мониторинг состояния всех компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия.

В ситуации, когда требуется незамедлительно реагировать на сбой в системе, можно, сняв информацию с каждой точки, быстро найти первопричину проблемы, будь то перегрузка сети, большое количество обращений к одному приложению или неправильная настройка этого приложения. Система не только выдает обобщенную и обработанную информацию, но и на основе правил помогает выявить источник неприятностей и минимизировать время поиска неисправности и ее устранения.

На какой стадии сейчас находится проект?

ВП: Работа началась осенью 2001 года, прошел этап предварительного развертывания модулей управления сетью, системным ПО, серверами, а также модуля контроля выполнения трансакций и модуля, позволяющего быстро принимать решения на основе анализа собранных данных о тенденциях, существующих в системе. Сказать, что все уже работает, пока нельзя, но мы рассчитываем получить первую отдачу уже в ближайшее время.

Что было самым сложным моментом в реализации проекта?

ВП: Постоянная нехватка людей: внедрение тормозится, так как приходится отрывать специалистов от других работ. Поэтому на разных этапах в проекте участвовали от 3 до 10 человек.

Считаете ли вы, что использование ИТ способствует повышению конкурентоспособности продукции?

ВП: Да, конечно, во-первых, все процессы существенно ускоряются: на отдельных этапах конструкторской разработки — на порядок. Кроме того, при работе с иностранными заказчиками нужно соответствовать определенным требованиям, в том числе касающимся автоматизации управления предприятием. Чтобы КнААПО могло занять достойное место на мировом рынке, сейчас полным ходом идет подготовка к сертификации по стандарту ISO.

Что изменилось для других подразделений в результате реализации проекта?

ВП: При внедрении программного обеспечения в других подразделениях приходится обеспечивать его «лояльность» по отношению к Tivoli, то есть выдачу требуемой системе информации. Для пользователей Tivoli прозрачна, они ее не замечают, разве только то, что мы уже начали быстрее реагировать на возникающие проблемы.

Каковы ближайшие планы?

ВП: Сейчас системой «затронуто» несколько сотен машин, до полноценной отдачи дело еще не дошло. То, что сделано, можно считать пилотным проектом, который в дальнейшем должен перейти в промышленную стадию. Кроме того, процесс теперь пойдет «вглубь»: система настраиваемая, для работы с ней требуется определенная квалификация. Пять специалистов уже получили базовую подготовку в «Авикомп Сервисез», а в ближайшее время пройдет углубленное обучение в авторизованном центре по ПО IBM Tivoli на базе той же компании.


Назначение внедренных модулей

По словам Леонида Алтухова, начальника отдела продаж ПО IBM, внедрение имело своей целью обеспечить непрерывную работу прикладных систем, сетевых и серверных компонентов, рабочих станций. Tivoli позволяет локализовывать или вовсе предупреждать возникающие проблемы, выполняя мониторинг состояния всех компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия. Система не только выдает обобщенную и обработанную информацию, но и на основе правил позволяет выявить источник неприятностей, минимизируя время поиска неисправности и направления соответствующего специалиста для ее устранения.

  • Application Performance Management - оценка качества обслуживания для конечного пользователя
  • Enterprise Console - консолидация задач мониторинга, корпоративное представление и автоматический анализ
  • Distributed Monitoring - распределенный мониторинг вычислительных систем
  • Remote Control - дистанционное управление ПК
  • Software Distribution - централизованное распространение программного обеспечения
  • Inventory - автоматический сбор и хранение инвентарной информации о компьютерах в сети
  • NetView - мониторинг и управление активным сетевым оборудованием
  • Decision Support - сбор и анализ статистики, отчетность и поддержка принятия решений
  • Server Performance Prediction Guide - прогнозирование эксплутационных характеристик оборудования