Текст в коде ASCII — и ничего более — не позволяет передать те смысловые оттенки, которые можно выразить при беседе с глазу на глаз.
Электронная почта и группы новостей Internet представляют собой весьма эффективные средства рассылки электронных сообщений, а асинхронная природа придает им особую ценность при организации коммуникаций. Однако как первому, так и второму классу приложений присущ один серьезный недостаток: текст в коде ASCII — и ничего более — не позволяет передать те смысловые оттенки, которые при беседе с глазу на глаз мы можем выразить какими-то жестами или изменениями в тоне голоса.
Естественной реакцией стало появление специальных символов, призванных отразить специфическое отношение, настроение или эмоции автора. В английском языке эти значки получили «научное» название emoticons (от английских слов emotion — «эмоция» и icon — «пиктограмма»). Впрочем, иначе как «смайликами» их не называют. Условные изображения перевернутого улыбающегося лица были придуманы Харви Боллом в 1963 году и никогда не регистрировались в качестве торговых марок. Значок :-) (наклоните голову в левую сторону, и вы увидите рот, расплывшийся в улыбке), который состоял из обычных символов ASCII, появился два десятилетия назад, и с тех пор общение в Internet немыслимо без его употребления.
Где корни?
Электронная почта в Internet зародилась приблизительно 30 лет назад, а ее первые пользователи сидели за терминалами, возможности которых ограничивались отображением монохромных символов алфавита. Поддерживалась лишь одна гарнитура шрифта и ничего более.
Условные изображения перевернутого улыбающегося лица были придуманы Харви Боллом в 1963 году и никогда не регистрировались в качестве торговых марок |
Поначалу подобное предложение особого энтузиазма не вызвало, но уже довольно скоро идея была подхвачена, и появились новые варианты использования различных знаков препинания. Были изданы целые книги, посвященные перечислению и толкованию этих значков. Некоторые коллекции насчитывали сотни таких значков. Правда, на практике используются лишь немногие.
В 80-е и 90-е годы популярность текстовых групп новостей Usenet и конференций продолжала стремительно расти. Многие авторы пытались придать своим материалам оттенок сарказма и иронии, однако отсутствие соответствующих выразительных средств не позволяло добиться этого. В результате им пришлось искать дополнительные аргументы, которые положили начало обмену язвительными посланиями в сети. Участники этого «большого базара» зачастую переходили разумные границы и не гнушались даже личными оскорблениями. С появлением смайликов некоторые из проблем удалось разрешить.
Зарегистрированные смайлики
Один из хорошо известных и широко используемых смайликов frowny («нахмуренные брови») 2 мая 2000 года получил статус торговой марки (регистрационный номер 2347676). Владельцем ее стала компания Despair, в распоряжении которой имеется целая коллекция юмористических элементов, представляющих собой своего рода визуальную интерпретацию тех или иных качеств или особенностей характера человека.
Как показали исследования, смайлик :) впервые был послан 19 сентября 1982 года Скоттом Фолманом |
Керстен сдержал слово и уже направил в суд иск на 7 млн. пользователей Internet, обвинив их в нарушении законодательства о торговых марках. Кроме того, он потребовал, чтобы предписание в отношении каждого отдельно взятого нарушителя выносилось отдельно. Конечно, такой процесс преследует в основном рекламные цели, но факт остается фактом: торговые марки охраняются законом и могут использоваться только с разрешения их владельца.
Сейчас Despair продает свои смайлики с Web-сайта www.despair.com по ноль долларов и ноль центов за штуку.