Толчок к развитию отрасли, где 50 лет не происходило ничего значительного
ЖК-телевизоры, отличаются от своих ЭЛТ-собратьев низким уровнем энергопотребления и небольшим размером

Обладающие небольшой толщиной и минималистическим дизайном, жидкокристаллические телевизоры дали новый толчок к развитию отрасли, в которой ничего значительного не происходило с момента создания цветных телевизоров, впервые появившихся в домах американцев в 50-х годах.

Хотя сейчас даже небольшие ЖК-телевизоры большинству потребителей не по карману, ситуация постепенно меняется. В будущем году будет создано несколько новых фабрик по производству тонкопленочных ЖК-экранов в Южной Корее и на Тайване, которые будут выпускать менее дорогие и более крупные панели для дисплеев.

С учетом перспективы развития рынка дисплеев, появление устойчивого спроса на ЖК-телевизоры имеет важное значение, поскольку рынок плоскопанельных мониторов и экранов для сотовых телефонов не способен полностью загрузить дополнительные производственные мощности. Производители дисплеев надеются, что растущий спрос на ЖК-телевизоры с относительно большими экранами поможет использовать дополнительную производственную мощность и не допустит резкого падения цен на плоскопанельные дисплеи.

«Стоимость панелей значительно снизится, и это будет стимулировать спрос на ЖК-телевизоры», — заметил Х.Б. Чен, президент тайваньской компании AU Optronics, производящей тонкопленочные ЖК-дисплеи.

Несмотря на стильный внешний вид и характеристики, определяемые использованием высоких технологий, ЖК-телевизоры — нишевый продукт.

Сейчас объем продаж подобных устройств не превышает 1% мирового объема продаж телевизоров. Больше всего таких систем продается в Японии: относительно небольшая средняя жилплощадь и высокая стоимость электроэнергии заставляет многих покупателей обратить внимание на ЖК-телевизоры, отличающиеся низким уровнем энергопотребления и небольшим размером, несмотря на их высокую стоимость.

ЖК-телевизор с диагональю 13 дюймов, выпущенный компанией Sharp, в магазинах Токио стоит около 245 долл., а модель с диагональю 20 дюймов — около 530 долл.; по мере увеличения размера экрана растет и цена телевизоров. Она достаточно велика по сравнению с ценой традиционных телевизоров на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ-телевизор Sharp с диагональю 21 дюйм стоит примерно 125 долл.).

Но, несмотря на это, объем выпуска ЖК-телевизоров в Японии продолжает расти. Согласно данным Японской ассоциации предприятий электронной и ИТ-индустрии, за первые восемь месяцев 2002 года данный показатель составил 611 тыс. штук, что на 42% больше, чем за тот же период прошлого года. В то же время объем выпуска традиционных телевизоров в Японии уменьшился почти на 15%, сократившись до 5,2 млн. устройств.

Япония — не единственный рынок, на котором ощущаются признаки роста спроса на ЖК-телевизоры. По данным аналитической компании DisplaySearch, спрос на международном рынке растет быстрее, чем ожидалось ранее. В частности, недавно DisplaySearch значительно увеличила свои долговременные прогнозы мирового объема выпуска ЖК-телевизоров. Теперь предполагается, что средний ежегодный рост объема выпуска этих устройств до 2006 года составит 92%.

По мере увеличения массового объема выпуска ЖК-телевизоров цены на эти устройства должны начать снижаться. Пока никто не может сказать, каково именно оптимальное сочетание размера экрана и стоимости, способное стимулировать потребительский спрос. «Размер экрана должен быть от 20 до 30 дюймов», — считает Чен, заметивший, что ЖК-экраны такого диапазона по приемлемой цене в большом количестве появятся в продаже в ближайшие два-три года.

Рост спроса на ЖК-телевизоры имеет большое значение для производителей тонкопленочных ЖК-дисплеев, которые надеются избежать проблем, связанных с избыточной мощностью производства и разбросом цен. Поэтому главной задачей становится расширение ассортимента на новых рынках, таких как ЖК-телевизоры, что позволит продавать все большее количество выпускаемых устройств и защитить производителей дисплеев от циклических изменений спроса в отрасли.