Microsoft сейчас доминирует на рынке корпоративных средств поддержки совместной работы, но сохранять свое лидерство ей нелегко.

Джеймс Кобайлас — аналитик компании Burton Group, предлагающей услуги ИТ-консалтинга. С ним можно связаться по адресу jkobielus @ burtongroup. com
Руководство корпорации проявляет большое беспокойство по поводу перспектив этого рынка, и беспокойство это вполне обоснованно.

Microsoft ведет длительную борьбу с Lotus за лидерство на рынке группового программного обеспечения, и любая ошибка может пошатнуть ее положение. Руководство корпорации также понимает, с каким противостоянием придется столкнуться со стороны основанных на открытых стандартах продуктов обмена сообщениями, систем совместной работы на базе браузеров и одноранговых предложений, а также решений таких конкурентов, как Lotus и Novell.

Microsoft является объектом пристального внимания конкурентов, большая часть которых рассматривает свои средства поддержки совместной работы как альтернативу Exchange. Десятки производителей могут утверждать, что их продукты, по существу, делают то же самое, что и Exchange, — поддерживают обмен электронной почтой, планирование и работу с календарем, и при этом стоят дешевле.

Руководству Microsoft следует знать, что многие корпоративные пользователи ищут альтернативу Exchange 2000. Никаких особенных претензий к Exchange 2000 нет, и в эту версию по сравнению с Exchange 5.5 добавлены весьма важные с точки зрения пользователя и администратора функции. Но модернизация до Exchange 2000 требует одновременного перехода на Windows 2000 и Active Directory. Многие пользователи Exchange не хотят модернизировать сразу три инфраструктурных компонента, учитывая, что средства, выделяемые в компаниях на ИТ, подверглись серьезному сокращению.

Но пока нет подтверждения тому, что пользователи Exchange в массовом порядке отказываются от продуктов Microsoft в пользу других решений. Тем не менее Microsoft разработала оборонительную стратегию, направленную на предотвращение подобной ситуации. Несмотря на то, что пользователи не спешат внедрять Exchange 2000, Microsoft начала разработку двух следующих версий этого продукта с кодовыми названиями Titanium и Kodiak (их выпуск запланирован на 2003 и 2004-2005 годы соответственно). И опять-таки корпорация анонсировала весьма впечатляющий список возможностей, которые предполагается в них реализовать, и обещает значительно увеличить эффективность работы пользователей и администраторов.

Однако Microsoft так и не удалось привести убедительные доводы в пользу выбора одной из этих новых версий. По большей части пользователи вполне удовлетворены возможностями Exchange 5.5 в том, что касается работы с электронной почтой и календарем. Восприятие этой базовой функциональности как «услуг широкого потребления» (по аналогии с товарами широкого потребления) по-прежнему будет мешать традиционным корпоративным обоснованиям инвестиций в групповое программное обеспечение старшего класса, такое как Exchange и Domino. Искусственно раздувая функциональность будущих версий Exchange, Microsoft рискует сформировать представление о нем как о продукте, который слишком сложен для массового корпоративного рынка.

Еще одна тенденция, которая может ослабить позиции Exchange на рынке, — это, как ни парадоксально, популярность его клиента Outlook. Многие производители систем совместной работы, в том числе компании Lotus и Oracle, предлагают специальные модули расширения для тех, кто не хочет расставаться с Outlook, но готовы применять его для доступа к серверам других производителей. Конечным пользователям не важно, какой именно серверный продукт реализует скрытые от них функции обмена сообщениями и поддержки календаря. Как следствие, базовая функциональность Exchange становится «массовым товаром». В итоге организации, работающие сейчас с Exchange, получают возможность заменить его конкурирующим продуктом.