nVidia представила в России GeForce FX

Руководитель технологических разработок компании nVidia Джон Спитцер полагает, что микросхемы трехмерной графики развиваются в соответствии с законом Мура «в кубе». Это утверждение прозвучало во время недавнего объявления компанией о выходе нового графического процессора GeForce FX (на этапе разработки именовавшегося nV30).

Придерживаясь политики выпуска новинок каждые полгода, компания nVidia представила этот процессор на осенней выставке Comdex. Спустя неделю Спитцер выступил с презентацией GeForce FX в Москве. По его словам, символы FX в названии процессора отражают тот факт, что в ходе создания новинки наряду с многолетним опытом nVidia применялись технологии, разработанные сотней специалистов, некоторое время назад перешедших в nVidia из компании 3dfx.

Тактовая частота ядра GeForce FX составляет 500 МГц. Как заметил Спитцер, повышение тактовой частоты стало возможным благодаря переходу на самый совершенный в графической отрасли технологический процесс: новый процессор nVidia стал первым процессором, выполненным по технологии 0,13 мкм с использованием высокоскоростных медных межсоединений. Использовавшийся прежде 0,15-микронный технологический процесс с алюминиевыми межсоединениями позволял достичь тактовых частот на уровне до 350 МГц, в то время для технологии 0,13 мкм тактовые частоты в 300-400 МГц являются отправной точкой. Кроме того, переход на 0,13-микронную технологию позволил разместить на той же площади кристалла почти вдвое больше транзисторов (125 млн.) по сравнению с предыдущими графическими процессорами — GeForce4.

Поскольку nVidia не имеет собственных производственных мощностей, выпуск ее продукции традиционно осуществляют партнеры. Массовое производство GeForce FX налажено на предприятии компании Taiwan Semiconductor Manufacturing.

Планку производительности трехмерной графики в новом процессоре удалось поднять не только за счет увеличения тактовой частоты ядра, но и благодаря удвоению пропускной способности памяти: GeForce FX является первым графическим решением с поддержкой высокоскоростных микросхем памяти DDR II, работающих на частоте 1 ГГц. nVidia стала пионером в использовании DDR-памяти для графических решений: впервые этот тип памяти был применен при выпуске первого графического процессора GeForce. Спитцер заметил, что «в тот период пришлось немало поработать с компанией Infinion для получения соответствующих микросхем памяти в достаточных количествах».

На сей раз с целью создания памяти нового поколения DDR II специалисты nVidia работали в тесном взаимодействии с одним из ведущих производителей графической памяти DRAM — компанией Samsung Electronics (на ее долю приходится более 40% мирового рынка).

Новый процессор оснащен ядром CineFX, обеспечивающим 128-разрядную обработку цвета (по 32 разряда для красного, зеленого и синего цветов, а также для описания степени прозрачности). Как утверждают в nVidia, GeForce FX — первый в отрасли графический процессор, позволяющий добиться на ПК кинематографического качества графики и спецэффектов, обеспечивающего максимальную реалистичность персонажей, в режиме реального времени.

К особенностям инфраструктуры GeForce FX относится также динамическая система управления тепловым режимом процессора (технология Silent Running). Суть ее работы заключается в снижении напряжения питания и уменьшении оборотов вентилятора в тех случаях, когда запущенные приложения не связаны с интенсивной обработкой трехмерных изображений (то есть графическому процессору не требуется интенсивное охлаждение). По словам Спитцера, реализация технологии Silent Running потребовала изменения дизайна графической платы.

Процессором GeForce FX поддерживается язык Cg («C for graphics»), используемый разработчиками ПО и художниками компьютерной графики в качестве инструментария для быстрого написания приложений и реализации в них кинематографических эффектов. Разработанный в тесном сотрудничестве с Microsoft, он предусматривает поддержку различных API-интерфейсов и языков программирования (OpenGL, DirectX, High-Level Shading Language и ассемблера).