Большие инвестиции в настольные системы под управлением ОС Linux, сделанные Dell в 2001 году, не принесли ожидаемой отдачи. Однако эта ошибка не заставила компанию отказаться от решения выйти на только формируемые рынки высокопроизводительных вычислительных кластеров и Linux-кластеров

Дня, проведенного в штаб-квартире Dell Computer, оказалось вполне достаточно для того, чтобы понять, что именно руководители компании считают ее главными достоинствами. Один за другим вице-президенты компании будут снова и снова повторять, что своим успехом Dell обязана вниманием к клиентам, работой на наиболее развитых рынках и отношением к конкурентам со здоровой долей прагматизма. В Dell также с улыбкой напомнят о той фантастической бесхитростности, с которой компания начала завоевывать рынок аппаратного обеспечения.

Поэтому, когда корреспондент службы новостей IDG брал интервью у председателя совета директоров и генерального директора Dell Майкла Делла, казалось абсолютно неуместным задавать вопросы о не столь развитых сегментах рынка, на которых работает компания. В случае с настольными системами под управлением ОС Linux сделанные в 2001 году Dell большие инвестиции, по словам Делла, не принесли ожидаемой отдачи из-за падения спроса. Однако эта ошибка не заставила его отказаться от решения выйти на только формируемые рынки высокопроизводительных вычислительных кластеров и Linux-кластеров. Делл рассказал о том, как он определил границы новых проектов.

Dell традиционно работала в тех областях, где вращаются большие деньги, и стремилась закрепиться на стабильных рынках. Сейчас вы серьезно намерены заниматься Linux-кластерами с программным обеспечением Oracle и высокопроизводительными вычислениями, то есть значительно более узкими направлениями. Когда вы приняли решение о разработке именно этих направлений?

Решаем, скорее, не мы, а наши клиенты. Вполне достаточно того, что это нужно им.

На самом деле, наши научные специалисты занимаются вопросами, связанными с рынком кластерных систем, уже несколько лет. Нам представляется, что это весьма перспективная идея, поскольку, по существу, все, что вы делаете, — это создаете суперкомпьютер из стандартных для отрасли «строительных блоков».

Мы считаем, что уже сейчас занимаем ведущие позиции на рынке высокопроизводительных вычислительных кластеров. Хотя этот рынок пока достаточно мал, но он очень быстро развивается.

Вы довольно часто в своих интервью вспоминаете о группе специалистов с научными степенями, работающих в вашей компании. Вы выделяете часть средств, отпущенных на исследования и разработку, именно для области высокопроизводительных вычислений?

В Dell разработкой продуктов занимаются свыше 3 тыс. человек. Мы тратим на исследования и разработку полмиллиарда долларов ежегодно. Некоторые считают, что Dell вообще не занимается исследованиями, однако это не так. У нас есть патенты и масса людей, которые ведут научную работу. Мы можем многое делать на полмиллиарда.

Важнее другое. Мы, в отличие от большинства других компаний, активно поддерживаем идею совместной разработки. Наши партнеры, такие как Intel и Broadcom, являются обладателями необходимых технологий, и мы используем эти партнерские связи для создания решений, нужных нашим клиентам.

Насколько понятие совместной разработки теряет смысл по мере увеличения числа и качества серверов Intel? Hewlett-Packard и IBM, как правило, большую часть своей работы посвящают адаптации систем Intel к своим внутренним технологиям. Можете ли вы столь же эффективно конкурировать, не вкладывая более значительные средства в исследования?

Мы будем вкладывать столько, сколько необходимо. Если вернуться на пять лет назад, вы могли бы задать тот же самый вопрос. Дело в том, что в нашей отрасли развитие технологий всегда приводит к появлению стандартов. Когда это происходит, рынки становятся больше, начинается массовое производство продуктов, и это приносит пользу потребителям. Возможно, что некоторые не хотят, чтобы это произошло, но мы к числу таких компаний не относимся.

Таким образом, вы не считаете нужным добиваться отличия ваших систем от решения ваших конкурентов, которые стремятся реализовать в системах на платформе Intel накопленные ими знания о Unix?

Вы рассуждаете о проблемах, с которыми сталкиваются некоторые из таких компаний. Я думаю, что это напрямую связано с тем, что люди не желают платить за уникальность. В отрасли существует убеждение, что тратить деньги на исследования и разработку просто необходимо. Действительно, это так, но, возможно, это чересчур упрощенный взгляд на вещи. Скажем, вы тратите 100% ваших доходов на исследования и разработку. Хорошо ли это? Нет. Слишком большие затраты лишены смысла.

Существует два вида исследований, два пути создания новых решений. Первые направлены на то, чтобы принести максимальную пользу клиентам, а вторые — принести максимальную пользу поставщику и «привязать» к нему клиентов.

Считаете ли вы такие инициативы, как N1 корпорации Sun Microsystems и UDC (Utility Data Center) компании HP примерами того, как производители проводят исследования с целью «привязать» пользователей к своим платформам?

По-моему, именно таким образом многие компании сами себя загоняют в тупик. Они пытаются разрабатывать внутренние решения, которые не приносят пользы клиентам. Приходит время, и пользователи открыто заявляют, что им такие решения не нужны, и платить за них они не намерены.

Адекватны ли их представления или нет, но Sun, HP и IBM, по-видимому, хотят работать над управлением сетями, объединяющими системы различных производителей, а не только их собственные платформы. А вас, судя по всему, это направление вообще не интересует. Я ничего не слышал о том, чтобы Dell создавала такого рода платформу управления.

Что касается управления системами, мы очень многое сделали для того, чтобы пользователи могли управлять нашими и другими продуктами и работать с такими платформами управления, как HP OpenView.

Единого варианта решения, который устраивал бы всех пользователей, не существует. Мы все работаем над совершенствованием средств управления системами.

Что же касается предоставления вычислительных ресурсов как коммунальных услуг, я считаю, что это одна из тех аморфных концепций, которая для множества людей означает самые разные вещи. Мы занимаемся направлением управляемых служб, развивающимся очень быстро, и иногда потребители воспринимают их как предоставление вычислительных служб в виде коммунальных услуг.

В области систем хранения вы сотрудничаете с EMC, стремясь предложить своим клиентам полный спектр систем хранения от младшего до старшего класса. Почему бы не заключить соглашение и с производителем Unix-серверов, чтобы дополнить свою серию продуктов и, возможно, предложить новые виды услуг?

Что вы имеете в виду?

Компании Sun и IBM продают множество компьютеров с продуктами EMC.

Мы продаем некоторые системы хранения EMC с «коробками» Sun, но нашим главным направлением остаются те системы, где на смену Sun идет Linux. В этом смысле они в большей степени являются нашим конкурентом.

Естественно Unix-компании с вами конкурируют, но в области систем хранения Dell конкурирует и с EMC. Как вы принимаете решение о том, когда настало время сотрудничать, а когда — конкурировать?

Прежде всего, мы ориентируемся на широко распространенные стандарты. С моей точки зрения, Linux и Windows постепенно вытесняют внутренние версии Unix. Именно такова тенденция современного рынка. Я согласен с тем, что некоторые клиенты все еще покупают такие системы, но думаю, что они по-прежнему предназначены в первую очередь для систем старшего класса и что массовый рынок Unix будет превращаться в рынок массовых серверов, таких как системы Dell, с операционной системой Linux.

Когда Dell начнет заниматься 64-разрядными вычислениями?

Конечно, это будет, но все зависит от приложений и стоимости процессора. Сейчас приложения для 64-разрядных процессоров только начинают появляться.

Мы будем работать на этом рынке. Он формируется как рынок систем старшего класса. По мере роста объема этого рынка на нем начнут применяться более массовые виды приложений.

Намерены ли вы, как и ряд других производителей, выпускать серверы с 64-разрядным процессором AMD Opteron?

Наша стратегия не меняется. Мы могли бы предложить 64-разрядные решения как в классе серверов, так и на настольных системах.

Очевидно, что сначала такие решения будут созданы для серверов. Я не думаю, что сегодня многим пользователям действительно требуются 64-разрядные ПК.

Если вспомнить прошлое, то вы были одной из первых компаний, которые перенесли Linux на свои серверы самого старшего класса. Вы также вложили значительные средства в такие компании, как Eazel, которые работают над тем, чтобы максимально упростить использование настольных версий Linux.

Некоторые из этих проектов развиваются успешно, а некоторые — нет. Мы добились значительного прогресса, но, к сожалению, рынок настольных систем Linux пока не отличается высокими темпами развития. Это в основном серверные решения.

Не уверен, что вы верно представляете себе, что мы поддерживали, а что нет. Если вы имеете в виду диапазон выпускаемых продуктов, то имеется 150 различных моделей. Спрос на Linux на настольных системах существует, но его нельзя назвать большим. Поэтому «тотальная» поддержка Linux на настольных системах экономически неоправданна. Поэтому, по существу, мы предлагаем его далеко не для всех конфигураций.

Мне казалось, что клиенты должны оформлять специальные заказы, если им требуется Linux на настольных системах.

Что касается наших продуктов для рабочих станций, то вы можете купить их на нашем сайте. Спрос на такие продукты особенно велик в сфере образования и науки, однако они хотят, чтобы эти системы устанавливались на рабочих станциях. Но опять-таки, мы продаем системы с бесплатной версией DOS, поэтому вы можете установить на них свою собственную операционную систему.

Я уверен, вы знаете, что Dell была упомянута в материалах дела по обвинению Microsoft в нарушении антимонопольного законодательства, где руководители Microsoft говорили, насколько их встревожило ваше решение продавать Linux для настольных систем.

Ого!

Немалая часть ваших продуктов, связанных с Linux, перестали пользоваться спросом после того, как вы убрали их с настольных систем, и некоторые считают, что к такому решению вас подтолкнула Microsoft. Но вы никак не отреагировали на эти слухи.

Мы по-прежнему предлагаем Linux с настольными системами, и больше мне нечего сказать. Microsoft — наш самый серьезный партнер, но они продают свои решения не только Dell, и мы не продаем только свои продукты. Это довольно просто. (Смеется).

Такое впечатление, что в этом году на пути распространения Linux на настольной системе столкнулось с немалыми трудностями. Вы считаете, что этот процесс можно активизировать?

Я думаю, что вы можете вспомнить нашу предыдущую деятельность и понять, насколько в этом мы заинтересованы, но, как мне кажется, в ближайшие несколько месяцев серьезных изменений здесь не предвидится. Мы этому не противодействуем. Если рынок Linux на настольных системах станет массовым, это будет великолепно.

Dell была одной из компаний, которые открыто выражали одобрения слияния HP и Compaq. Теперь, когда весь кошмар слияния остался позади, каковы, по-вашему, результаты?

В прошлом квартале объем продаж нашей компании увеличился на 28%, а во всей остальной отрасли рост этого показателя составил всего 2%.

Так что, я думаю, мы неплохо работаем.

Вы считаете, что IBM и HP выбрали верную модель, стремясь превратиться в универсальную компанию? Верно ли, что именно эта модель вместе с широкой сетью служб позволит компании выжить на рынке?

Я думаю, что результаты, которых нам удалось добиться в прошлом году, весьма неплохи. Я считаю, что наши результаты говорят сами за себя. Мы будем придерживаться нашего подхода.