В «Диасофте» рассказали о произошедших на рынке изменениях
Александр Глазков, управляющий директор компании «Диасофт», подвел 5 марта итоги деятельности за 2002 год и огласил доходы от продаж программных продуктов (собственного производства) и услуг по их внедрению. Они выросли по сравнению с 2001 годом на 17,5% и составили 13,4 млн. долл. По словам Глазкова, продукты его компании используют для автоматизации своей деятельности четверть российских и более половины представленных здесь иностранных банков. За год у «Диасофта» появилось 36 новых клиентов, среди них: «БНП Париба Банк», «Альфа-Банк», «Натексис Банк Попюлэр», «Абсолют Банк», ИБГ «Никойл», «Россельхозбанк», «Мосводоканалбанк». Всего в течение года было заключено три контракта на сумму более 1 млн. долл., семь — на сумму от 300 тыс. долл. и 14 — стоимостью от 100 до 300 тыс. долл. Кроме того, компания продолжила работу с рядом ранее приобретенных клиентов. Так, например, начато внедрение решений, рассчитанных на 2 тыс. рабочих мест, для филиалов НПФ Сбербанка России.
По его словам в прошедшем году произошли существенные изменения рынка: темпы развития российских банков стали небывало высоки, что обусловлено обострившейся конкуренцией. Ярко выраженной стала тенденция укрупнения банков, активизировалась деятельность с ценными бумагами, увеличилась важность розницы (оказание услуг населению), получило развитие страхование. Для банков особенно актуальным стало повышение эффективности деятельности посредством автоматизации бизнес-процессов.
Также усилилась конкуренция среди поставщиков решений. Все большее значение для клиентов имеет репутация компании-«автоматизатора», увеличиваются требования к технологичности производства программных продуктов, соответствию этого процесса международным стандартам; растут запросы к возможностям систем. Это ведет к постепенному исчезновению небольших ИТ-компаний. По оценке Глазкова, в России сейчас около пяти значимых игроков, тогда как в 2001 году их было порядка десяти. Однако активно информатизироваться банковский сектор будет еще несколько лет, и в течение этого времени для «Диасофта» важно завоевать как можно больше ключевых клиентов (в настоящий момент доля компании на рынке составляет, по собственным оценкам, 30-35%).
Также повышается стоимость контрактов, с 1997 года средняя цена выигранных тендеров возросла в 5-10 раз, и в компании считают важным достижением то, что появилась возможность отказываться от достаточно крупных контрактов (примерно 300 тыс. долл.), если затраты на их выполнение чрезмерны, что годом ранее считалось непозволительной роскошью.
Для привлечения и удержания более крупных клиентов в минувшем году была улучшена система контроля качества: в декабре «Диасофт» прошла аудит, в результате чего был получен сертификат о соответствии требованиям DIN EN ISO 9001:2000. Как пояснил Глазков, это не значит, что качество разработок теперь резко возросло, просто научились работать над ним систематически.
Одним из направлений, способствующих улучшению качества продуктов и услуг компании, в 2002 году было совершенствование механизма работ на начальном этапе, когда осуществляется предпроектное обследование и планируется внедрение решения. На этом этапе необходимо уяснить возможность осуществления требований клиента, а также наиболее точно определить сроки и затраты на выполнение проекта, что очень важно при работе в рамках жесткой конкуренции. Из тех же соображений были реализованы механизмы ужесточения контроля реализации проектов.
В перспективе развития компания видит выход на рынок зарубежья за счет офшорных проектов. Как считает Глазков, особенно будут востребованы решения для бэк-офиса банков. В качестве предпосылок для осуществления экспансии он называет успешную работу с иностранными банками, представленными на территории России. К тому же предложения из заграницы уже поступали, но в компании от них отказались, так как стратегически более важным пока остается местный рынок.