На российском рынке ИТ возможен спад в связи с падением мировых цен на нефть
Андрей Свириденко: «Если конфликт затянется, ИТ-бизнес может серьезно пострадать из-за роста цен на нефть и снижения спроса на высокотехнологичные товары»

Почти каждый россиянин, смотрящий новости, знает, что из-за того, что США начали войну в Ираке, российские нефтяные компании многое потеряли. Отечественные разработчики программного обеспечения такого внимания прессы еще не удостоились. Однако решение Америки установить контроль над достаточно крупным государством Ближнего Востока на них уже отражается и, скорее всего, это продолжится в будущем. Правда, еще не совсем понятно, в какую сторону в перспективе изменятся доходы от офшорного программирования российских компаний — слишком много различных факторов необходимо учитывать.

С одной стороны, как это ни цинично звучит, софтверная индустрия России может выиграть оттого, что Индия и Израиль, одни из основных ее конкурентов на мировом рынке, находятся вблизи зоны конфликта. С разработчиками этих стран многие западные заказчики, возможно, не захотят иметь дело. Во всяком случае, до тех пор, пока не будут четко видны последствия американского вторжения. «Россия с точки зрения стабильности отстает, пожалуй, только от Мексики, если рассматривать потенциальных игроков мирового рынка офшорных ИТ-услуг», — считает Александр Егоров, генеральный директор компании «Рексофт».

С другой стороны, любые крупномасштабные военные действия сказываются на мировой экономике, при этом отнюдь не благоприятствуют ее развитию. Рост военных расходов, кроме того, напрямую способствует сокращению инвестиций в ИТ в США и не только. «Мы сами были свидетелями того, что на одну из самых популярных на ИТ-рынке США выставку-конференцию, которую проводит GartnerGroup, ITxpo в Сан-Диего, из-за войны в Ираке не приехала значительная часть зарегистрированных участников», — добавил Александр Егоров.

Правда, как считает Артур Рахимов, генеральный директор компании БЭКАП ИТ, конфликт, собственно, для того и был затеян, чтобы преодолеть экономический застой в США. И если задуманное осуществится, то война положительно скажется на развитии мирового ИТ-сектора. Вопрос только в том, насколько точно просчитали все последствия для своей экономики американцы.

«Многие аналитические компании сегодня сходятся во мнении, что в том случае, если война на Ближнем Востоке продлится не больше месяца, она вряд ли нанесет серьезный ущерб технологическому сектору во всем мире. Однако, если конфликт затянется, ИТ-бизнес может серьезно пострадать из-за роста цен на нефть и снижения спроса на высокотехнологичные товары. Увеличиться благодаря кризису может только сектор производства различных систем безопасности и разработки ПО для них», — полагает Андрей Свириденко, президент группы компаний Spirit.

Денис Гуз, директор по развитию бизнеса компании «Физикон», считает, что гонка вооружений, которая, несомненно, будет возобновлена в результате вторжения США в Ирак, подстегнет исследования в сфере вооружений во многих странах. Это значительно увеличит общемировой спрос на высокие технологии. Россия, по его мнению, тоже не останется в стороне.

При этом антивоенная позиция России не должна привести к осложнению в отношениях между американскими заказчиками и российскими разработчиками. По словам Гуза, большинство занятых в ИТ-секторе США являются сторонниками демократов, которые также осуждают внешнюю политику Буша и войну в Ираке.

Менее оптимистичен Андрей Федоров, генеральный директор компании Digital Design, полагающий, что в перспективе на российском рынке информационных технологий возможен спад, так как завершение операции в Ираке приведет к снижению цен на нефть, уменьшению доходов государства и частных компаний. А от этого напрямую зависят расходы на ИТ в масштабах всей страны.

Даже если конфликт на Ближнем Востоке затянется, а экономический кризис обострится, российские программистские компании не потеряют в доходах, потому что общее сокращение рынка может компенсироваться перераспределением заказов. «Под давлением рынка компании вынуждены искать возможности для снижения расходов. Офшорное программирование — один из наиболее эффективных способов уменьшить затраты на информационные технологии. Так что, с одной стороны, спад в экономике — это фактор, снижающий спрос, с другой стороны — повышающий. Думаю, они взаимно компенсируют друг друга», — полагает Владимир Сербин, генеральный директор компании CSBI, выполняющей заказы в основном англичан.

Игорь Тихий, директор по развитию компании «Артезио», считает, что одним из возможных последствий войны станет большая интеграция российских ИТ-компаний с европейскими. Однако некоторые руководители фирм обеспокоены усилением евро относительно доллара и считают, что это может негативно отразиться на российских компаниях, которые выражают доходы и расходы в основном в американской валюте.

Большинство российских разработчиков еще не столкнулось с какими-либо последствиями этой войны. Однако по крайней мере одна фирма уже пострадала. Директор компании «Интерфейс» Булат Гайфуллин посетовал: «У нас на неопределенное время отодвинулось участие в проекте, связанном с поиском и разведкой полезных ископаемых в регионе, в котором ведутся боевые действия. Также под вопросом продолжение и развитие проекта, связанного с внедрением информационной системы учета и контроля радиоактивных материалов в рамках российско-американских программ по сокращению вооружений».