Легко создать персональный компьютер, который иногда работает бесшумно, трудно добиться того, чтобы это происходило всегда.
Том Ягер — технический директор лаборатории InfoWorld Test Center. С ним можно связаться по электронной почте по адресу tom_yager@ infoworld.com

Современный ПК — это, несомненно, чудо инженерной мысли. Но и в нем имеются компоненты, значимость которых (несмотря на отводимую им жизненно важную роль) далеко не все оценивают по достоинству. Система охлаждения — один из таких компонентов. Я не собираюсь петь оду вентиляторам и радиаторам, хотя стоит заметить, что некоторые не слишком известные разработчики (в частности, компании Taisol и Zalman) уже успели получить за их создание целый ряд премий. Скажу по-другому: без усилий в этой области появление ПК с процессорами, тактовая частота которых достигает сегодня 3 ГГц, было бы невозможным.

Представьте себе, что вы проводите целый день всего лишь в метре от целого стада изрыгающих пламя кремниевых чудовищ. Дискомфорт, испытываемый людьми от безумных мегагерц, растет по мере того, как все больше и больше сотрудников вынуждены проводить время рядом с компьютерами. Серверы и стойки для оборудования подбираются все ближе к рабочим местам пользователей, занимают коридоры и даже вторгаются домой к работникам. В тех компаниях, где имеются выделенные центры обработки данных, рабочие места сотрудников зачастую располагаются в непосредственной близости от больших машин. Потому что во главу угла ставится экономия места. Если начальство попросило вас «какое-то время» посидеть рядом с сервером, весьма вероятно, что в ближайшие месяцы рядом с ним появятся еще две, потом четыре, а в конечном итоге — кто знает, сколько машин.

И все это вызвано битвой за мегагерцы, причиной которой, признаюсь честно, в какой-то степени являюсь и я сам. Ведь каждый раз, с волнением встречая очередную победу в данной области, с восторгом сообщая о ней в своих репортажах, мы вместе с тем обрушиваем массу критических замечаний на AMD и Intel, когда повышение скорости выполнения контрольных тестов на 5-10% сопровождается заметным увеличением шума, тепловыделения и энергопотребления. Овчинка не стоит выделки. Мне трудно представить себе, что произойдет, если компоненты для ПК, разрабатываемые Intel, окажутся вне критики. И втайне я надеюсь, что под воздействием какой-либо группы потребителей производители начнут стремиться не к очередному увеличению производительности еще на 10%, а к тому, чтобы сократить хотя бы наполовину уровень шума и теплоотдачи.

Если посмотреть на большинство типовых решений, нетрудно заметить, что они спроектированы для тихой работы в оптимальных условиях. Достаточно легко создать компьютер, который работал бы практически бесшумно при определенных обстоятельствах, но очень трудно добиться того, чтобы это происходило всегда. Когда растет комнатная температура или увеличивается нагрузка на процессор, вентиляторы, которые до того момента вращались тихо, начинают поднимать обороты и шуметь.

Вентиляторы, работавшие в холостом режиме при 20?, повышают обороты, когда температура в комнате достигает 26?. Компьютер будет работать даже тогда, когда под ним того и гляди воспламенится ковер. А удобно это или нет, никого не интересует.

В прошлом году на рынке серверов начального уровня произошло событие, совершенно нетипичное для войны мегагерц и в какой-то степени обнадеживающее. Клиенты, которые по всем приметам должны были расхватывать процессоры Xeon, вместо этого проголосовали своими кошельками за Pentium III. Руководители информационных служб решились на такой шаг, потому что по достоинству оценили соотношение стоимости и производительности двухпроцессорных систем. Единственный недостаток здесь заключался в том, что корпорация Intel перестала финансировать в достаточных объемах работы по дальнейшему совершенствованию Pentium III и существует опасность, что этот весьма эффективный, не выделяющий большого количества тепла процессор в конечном итоге останется без поддержки.

Процессор Pentium-M представляет собой то, чем мог бы стать Pentium 4, если бы его конструкторы стремились к увеличению реальной производительности, а не абстрактной тактовой частоты. Pentium-M вобрал в себя лучшие черты Pentium III. Но при этом новый процессор имеет чуть более длинный конвейер, большой объем интегрированной кэш-памяти, он поддерживает мультимедийные расширения Pentium 4 и включает ряд других функций, призванных увеличить производительность при сохранении или даже снижении тактовой частоты.

Первое, что пришло мне в голову после того, как я опробовал в деле ноутбук на основе технологии Centrino, было: «Какая замечательная мобильная платформа». И никто не спорит, что это действительно так. Но еще я подумал: «А ведь эта машина могла бы стать отличным сервером». Признаюсь, это был первый увиденный мною ноутбук, который хорошо подходит для установки на него серверной ОС. Конечно, при достаточном объеме оперативной памяти.

Что требуется от современного настольного компьютера или небольшого сервера? Наверное, они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним рабочей средой и приложениями. Для сервера важна возможность масштабирования. С моей точки зрения, необходимо также, чтобы машина работала как можно тише, если рядом с ней находятся люди. Компьютеры не должны издавать постороннего шума. Если вокруг слишком жарко, машина должна обратиться к пользователю с вопросом, что делать: увеличить обороты вентилятора или снизить тактовую частоту процессора, с тем чтобы он выделял меньше тепла, а люди и оборудование, находящиеся в непосредственной близости, чувствовали себя более комфортно.