Катастрофа космического челнока «Колумбии»: старая технология отвечает на новые вопросы.

Старомодный ленточный магнитофон, который был установлен на борту погибшего космического челнока «Колумбия», поможет Национальному агентству по аэронавтике и космическим исследованиям США (НАСА) получить важные сведения о катастрофе, произошедшей 1 февраля.

Конструкция системы Orbiter Experiments Recorder (OEX) не обеспечивала той высоконадежной защиты записывающих модулей, которая обычно характерна для «черных ящиков», предназначенных для хранения информации о полете. Однако она смогла перенести высочайшие температуры, до которых раскалился при входе в атмосферу корпус космического челнока, поскольку была защищена массивной секцией внутренней переборки. Эта секция упала на склон холма неподалеку от Хемфилла (шт. Техас) после того, как корабль развалился на части и все семь находившихся на борту астронавтов погибли. Устройство было обнаружено поисковой группой 19 марта.

К сожалению, Мы не можем вернуть к жизни семерых астронавтов, погибших в феврале 2003 года. Но мы можем исправить допущенные ошибки, и в космос полетят другие

Для специалистов по ИТ обнаружение устаревшего, но по-прежнему функционирующего устройства и сохранившихся в нем данных напоминает о значимости проверенных временем технологий в быстро развивающемся мире. «Это наследие прошлого, эхо старой технологии 1980-х», — заметил Аллард Бьютел, представитель НАСА в Вашингтоне.

Модуль записи весом 26,3 кг был снаряжен магнитной лентой шириной 2,54 см и длиной 2865 м. Это устройство было установлено НАСА на «Колумбии» в 1981 году, чтобы получить возможность снимать более детальные данные о поведении двигателей нового корабля во время полета. «Колумбия» стала первым челноком, полетевшим в космос, и инженеры рассматривали экспедицию как продолжение эксперимента.

Специалисты рассчитывали собрать максимальное количество данных о полете и убедиться, что все работает так, как предполагалось. Фактически OEX сам по себе был экспериментом и устанавливался только на «Колумбии», первом из пяти космических челноков, построенных для НАСА. «Он не предназначался на роль аварийного «черного ящика», а должен был только предоставить информацию после приземления», — сказал Бьютел.

Это устройство оставалось на корабле с момента его первого запуска. В нем записывалась информация о каждом полете, получаемая почти с 800 датчиков. Они отслеживали состояние контрольных поверхностей, температуру, давление, вибрацию, ускорение и другие параметры. Записывающий модуль включался перед стартом и выключался сразу, как только корабль выходил на орбиту. Повторно он включался при возвращении корабля, а выключался после его приземления. Это устаревшее устройство, возможно, содержит самую ценную информацию о том, что произошло на борту корабля «Колумбия» во время его последнего полета, поскольку основные компоненты современной радиотелеметрии, передающие сигналы на Землю с космического челнока, разрушились, когда корабль развалился на части.

«Это потрясающий пример старого оборудования, которое продолжает работать, — заметил Питер Ньюманн, ведущий ученый лаборатории информатики исследовательского института SRI International. — Иногда старые, надежные приборы оказываются весьма полезными. Мы, безусловно, реализуем слишком большое число новых технологий без должного их тестирования».

Orbiter Experiments Recorder оставался на корабле с момента его первого запуска. В нем записывалась информация о каждом полете, получаемая почти с 800 датчиков

Хенри Петроски, преподаватель Университета Дюка, специализирующийся на анализе инженерных ошибок, сказал, что для специалистов НАСА большой удачей стало наличие на борту «Колумбии» этого магнитофона. «Новая технология зачастую обещает сделать больше, чем она в состоянии дать на самом деле», — заметил Петроски. Скорее всего, специалисты НАСА предполагали, что в какой-то момент реализации программы космических челноков модуль записи OEX будет демонтирован либо станет меньше и легче благодаря развитию науки. Вместо этого устройство было оставлено в его первоначальном виде и предоставило информацию, которую теперь изучают специалисты, пытаясь определить, что произошло на корабле. На днях совет Columbia Accident Investigation Board, созданный для выяснения причин катастрофы, объявил, что на магнитной ленте были обнаружены важные данные с показаниями, снятыми почти с 420 датчиков температуры и давления, и специалисты рассчитывают получить с ленты новую информацию.

Полученные с магнитной ленты данные уже показывают, что первое возгорание на «Колумбии» произошло раньше, чем сообщалось. Эта информация поможет следователям более точно определить, где на корабле возник пожар, было ли это керамическое покрытие, защищающее внешнюю оболочку челнока, или специальные углеродные панели, призванные защитить выступающие части крыльев от перегрева во время приземления.

Пол Церуззи, занимающийся историей освоения космоса в Смитсоновском национальном музее авиации и космоса в Вашингтоне, заметил, что за долгие годы специалисты НАСА модернизировали космический челнок, чтобы использовать новые технологии и системы.

Среди прочего заменили старое громоздкое оборудование кабины на современные электронные авиационные приборы. И все же они оставили этот магнитофон.

Непонятно, почему они это сделали. Ясно только, что это большая удача, заметил Церуззи. «Мы не можем вернуть к жизни семь человек. Но мы можем исправить допущенные ошибки, и в космос полетят другие», — заключил историк.

Лоррейн Макконахи, сотрудник Музея истории и промышленности в Сиэтле, подчеркивает, что именно старая технология помогла получить информацию. «Менять что-то ради самих изменений — а оборудование морально устаревает с поразительной скоростью — попросту глупо, — считает она. — Ничто не должно искусственно ускорять темпы модернизации».