Официальной датой рождения Ethernet считается 22 мая 1973 года, местом — исследовательский центр Xerox PARC. И если эти факты носят несколько условный характер, то автор данной технологии абсолютно безусловен — это Боб Меткалф.
Боб Меткалф: «Я бы взял на себя смелость утверждать, что термином Ethernet сейчас называют бизнес-модель. Разумеется, существуют физические сети Ethernet. Но это также и бизнес-модель»

Поначалу под сетями Ethernet подразумевали локальные сети с разделяемым носителем. С тех пор прошло три десятка лет, многое переменилось, и сейчас Ethernet — набор сетевых протоколов, распространившихся за это время почти повсеместно. После официального представления Ethernet в 1979 году Роберт Меткалф стал сооснователем корпорации 3Com, затем в 90-х — издателем и «идейным вдохновителем» InfoWorld, в котором он занял должность генерального директора, а также получил в свое распоряжение колонку автора. Не так давно он решил попробовать свои силы в управлении венчурным капиталом. Третий год Меткалф является генеральным партнером Polaris Venture Partners. На страницах Computerworld он рассказывает об Ethernet как о венчурной модели, а также делает прогнозы относительно дальшнейшего прогресса технологии.

Зачем нужно отмечать 30-ю годовщину Ethernet?

Мир остро нуждается в информации, способной внушить оптимизм. Нам угрожают со всех сторон — экономический спад, военная угроза, терроризм. В такой ситуации отрадно знать, что существует нечто действительно работающее, приносящее реальную пользу. В этот ряд можно смело поставить Ethernet, причем данная технология развивается уже 30 лет. К празднованию такой солидной годовщины я подготовил статью, рассмотрел что и как работает с Ethernet, каким образом эти примеры можно использовать в качестве модели для других начинаний, направленных на оживление экономики; и что, скорее всего, будет происходить с Ethernet в будущем.

Так что же, коль скоро об этом зашла речь, работает с Ethernet?

На дворе 2003 год, Ethernet уже, безусловно, не та технология, которая была изобретена в 1973 году, в ее совершенствовании участвовали многие и многие специалисты. Я не могу не радоваться, что развитие телекоммуникаций стало вращаться вокруг Ethernet. Мне даже приходилось слышать, что технологию 802.11 называют беспроводным Ethernet.

Что такое Ethernet сегодня?

Он существенно отличается от CSMA/ CD (Carrier Sense Multiple Access/Collision Detection), который мы с Дейвом Боггсом предложили в 1974 году. Сохранился формат пакета, это позволяет называть то, что мы имеем сейчас, Ethernet. Внутренние противоречия, которые стали причиной полемики о роли Ethernet в 80-х, исчезли. Во всяком случае, мне уже давно не приходилось слышать о чем-то подобном.

Я бы взял на себя смелость утверждать, что термином Ethernet сейчас называют бизнес-модель. Разумеется, существуют физические сети Ethernet, хотя можно спорить, до какой степени они соответствуют исходной технологии.

Но это также и бизнес-модель, которую можно противопоставить старой модели вертикальной интеграции IBM, монополиям Cisco/Microsoft/AOL или бизнес-модели Linux. В основе бизнес-модели Ethernet лежит стандарт де-юре, вокруг которого разворачивались серьезные баталии в организациях по стандартизации (в случае Ethernet — в IEEE).

На этой базе реализуются стандарты, являющиеся собственностью разработчиков, а не распространяющиеся свободно, как в модели систем с открытым исходным кодом. Здесь действуют жесточайшие законы конкуренции, и в то же время участники этого рынка свято соблюдают неписанное правило — все конкурирующие продукты должны быть интероперабельны. Далее, эта модель предполагает быстрое развитие стандартов, вызванное ожесточенной конкуренцией.

При этом исключительно большое внимание уделяется обратной совместимости, что обеспечивает сохранность установленной базы сетевого оборудования и сетевых средств. Такова эта бизнес-модель, которая привносит на рынок принципы, достойные восхищения и принятия на вооружение в будущем.

Основополагающую роль в этой модели играет организация по стандартизации. Это представляется отталкивающим, приземленным, чем-то вроде прозаической варки сосисок или не слишком чистоплотной подчас игры, сопровождающей проведение законов. Но дело того стоит. В случае Ethernet органом по стандартизации был IEEE, эстафету принял Комитет 802.

Куда сейчас «идет» Ethernet?

Эта технология уже нашла себе применение в таких областях, на которые мы не могли и рассчитывать. Ethernet сейчас работает на скорости 40 Гбит/с, в то время как мы начинали с 2,94 Мбит/с, и она казалась чудовищной. В будущем скорости в 10, 40 и 100 Гбит/с сделают ненужной технологию Fibre Channel, и она исчезнет, так же как исчезла FDDI.

Готовится и массированное наступление 802.11 на рынок сотовой связи. И наконец, Sonet, представлящий собой телекоммуникационный протокол уровня 1 и 2, постепенно вытесняется более высокоскоростным и более дешевым Ethernet. Может ли Ethernet утвердиться во всех этих секторах рынка?

На сцену уже выходит 10-гигабитный Ethernet, но он распространяется медленно, поскольку большинство не может себе позволить таких затрат...

Распространение 10-мегабитной технологии тоже шло слишком медленно, по этой же самой причине. AppleTalk, работавший на 250 Кбит/с, был куда дешевле, и перед 10 мегабитами, образно говоря, возвышалась крутая гора, которую надо было покорить. И что же? Цены снижаются, а производительность растет.

Получат ли через 15 лет повсеместное распространение беспроводные сетевые магистрали?

Разумеется, если только спектр 50-100 ГГц будет открыт по указу соответствующих чиновников.

Распространится ли повсеместно 40-гигабитный Ethernet через 10 лет?

Так же как 10-гигабитный, 40-гигабитный Ethernet уже используется кое-где, а значит, вероятность распространения в 3 тысячи раз больше, чем 30 лет назад.

Откуда такое число? Скорость увеличивается в 10 раз за 10 лет, поэтому, если сейчас используется 10 Гбит/с, через 10 лет будет 10 Тбит/с. Если, конечно, я еще помню математику. Вот на каких скоростях мы будем работать через 10 лет! И разумеется, платить за это гроши!

Возможно ли это?

Кто знает? Ведь физическим пределом здесь является только скорость света. (Смеется)

Возникает другой вопрос: стали бы вы, будучи венчурным капиталистом, вкладывать деньги во все эти глупости?

Да это и не глупости вовсе, а просто умозрительные заключения. Рано или поздно мы подойдем к некоему пределу. Даже Гордон Мур, автор знаменитого закона, считает, что и у его закона есть пределы действия, а уж он знает, что говорит. Должно произойти одно из двух: либо мы найдем способы обойти законы физики, либо снизится потребность в полосе пропускания. Иными словами, люди перестанут выдумывать, что бы этакого сделать, имея еще большую полосу пропускания.

В сущности, я уже писал о том, что спрос на полосу пропускания будет стимулироваться в течение ближайших 20 лет. Это видео, и видео по Internet. Internet не просто распространится, утвердившись в компаниях, в домах, в мобильных устройствах, — он станет движущей силой модернизации на долгий срок, пока не будет поддерживаться на видео самыми разнообразными устройствами и мы не получим в свое распоряжение возможности организовывать видеоконференции, видеотелефонную связь, видеоторговлю, «видео-чего-душа-ни-пожелает», «видео-все».

И в заключение несколько слов о том, как появилось само слово Ethernet.

Некогда ученые полагали, что Вселенная заполнена субстанцией — эфиром (luminiferous ether), который служит средой для распространения электромагнитных волн и переносит свет Солнца. Мы хотели, чтобы слово, определяющее нашу сеть, напоминало о всепроникающей пассивной среде, способной служить основой для переноса электромагнитных волн, принявших форму пакетов. Мы вспомнили это слово, которое никто не произносил всерьез уже больше 100 лет, и назвали им нашу сеть.