Но процесс все больше автоматизируется

Компания «Ай Пи Про» совместно с рядом государственных организаций, в частности с Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС), провела конференцию, посвященную особенностям защиты товарного знака на протяжении всего его жизненного цикла — от разработки логотипа до признания общеизвестным. Как сообщил заведующий отделом экспертизы заявок на товарные знаки ФИПС Роберт Восканян, за минувший год было рассмотрено около 60 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков, что в три раза превысило прошлогодние показатели.

Одна из причин такого роста — компьютеризация процесса и оснащение экспертов автоматизированными рабочими местами.

Роберт Восканян уверен, что ПО еще не скоро сможет заменить экспертов
Тем не менее, по словам Восканяна, полный переход его организации на программное определение соответствия или несоответствия товарного знака необходимым требованиям пока не грозит. «Количество чисто выданных и чисто отказных заявок, как правило, не превышает 20%, а все остальные являются спорными, итог их рассмотрения зачастую зависит лишь от эрудиции и подготовленности заявителя и эксперта», — заявил Восканян. Так, камнем преткновения при регистрации, как правило является проверка нового знака на схожесть с уже зарегистрированными до степени смешения. Описать в виде специальной программы это практически невозможно: необходимо именно человеческое восприятие логотипа, звучания, цвета и массы других факторов.

Кроме того, Восканян отметил отсутствие реестра фирменных наименований, то есть перечня с названиями всех зарегистрированных в стране компаний. Это не позволяет проверять новые товарные знаки на схожесть с названиями существующих фирм. Непросто обстоит ситуация и со столкновениями товарных знаков и доменных имен — причем как в России, так и во всем мире. По словам Восканяна, есть судебные решения и в пользу одной, и в пользу другой стороны, но делать обобщения еще рано — для этого их число должно составлять как минимум несколько сотен.