Во втором квартале этого года компания Lexmark представила на европейском рынке (в том числе — в России) широкую гамму печатающих устройств, основанных как на лазерных, так и на струйных технологиях. О них, а также о новых стратегических приоритетах компании шла речь на недавней европейской конференции Lexmark.

Три вектора стратегии

В Lexmark собираются активно содействовать своим заказчикам в организации эффективного документооборота, эти намерения компания оформила в стратегию «Print — Move — Manage» (Печать — Передача информации — Управление).

Во время конференции Lexmark подкрепила свою стратегию конкретными анонсами. Так, первая составляющая стратегии — «Печать» — нашла воплощение в семи новых лазерных устройствах: черно-белых принтерах персонального назначения и для рабочих групп, многофункциональных аппаратах и цветном принтере, а также в новом программном обеспечении для управления документооборотом — Document Suite. Это ПО решает задачи управления потоком документов (Document Distributor), создания и редактирования документов (Document Producer) и работы с электронными документами в отсутствии ПК (Document Portal).

Развивая второй компонент стратегии — «Передача информации», компания объявила о трех решениях, нацеленных на конкретные вертикальные рынки — банки и страховые компании, розничную торговлю, фирмы, занимающиеся упаковкой и поставкой товаров. Представленные решения направлены на рационализацию управления территориально разнесенными печатными устройствами, а также на более эффективную подготовку и использование многочисленных печатных форм.

Анонсы, относящиеся к третьей составляющей стратегии — «Управление», коснулись спектра услуг Value Print, нацеленных как на бизнес конечных заказчиков, так и на деловую активность реселлеров. Эти сервисы предполагают различные варианты обслуживания техники и программного обеспечения у заказчиков (в том числе аутсорсинг со стороны Lexmark) и гибкие схемы оплаты за предоставляемые услуги. С целью оказания помощи заказчикам в поиске способов снижения затрат и упорядочении потоков информации компания организовала специальное консалтинговое подразделение.

Новый фокус

В последнее время Lexmark уделяет пристальное внимание сегменту малого и среднего бизнеса. В настоящее время у компании примерно три тысячи дилеров в Европе, работающих исключительно на этом рынке. Доля компании на нем в регионе, представленном четырьмя ведущими странами (Великобритания, Германия, Италия и Франция), составлявшая в 2000 году 6%, в прошлом году выросла до 10%.

Lexmark выпустила «ограниченную партию» многофункциональных устройств, выполненных в цветовом дизайне швейцарских армейских ножей Victorinox
Интерес компании обусловлен большим потенциалом и очень динамичным развитием рынка. По оценке директора европейского отделения Lexmark Рено Дешама, отвечающего за работу компании с предприятиями малого и среднего бизнеса, в эту категорию в Старом Свете попадают 20,5 млн. фирм, 93% которых относится к разряду «микропредприятий» (с численностью до 10 человек), 6% являются малыми предприятиями (от 10 до 50), а 1% можно отнести к средним (от 50 до 500). При этом средняя численность европейского предприятия составляет шесть человек и в 2001 году два из каждых трех европейцев работали на малых предприятиях. Быстро меняющиеся потребности «малых» и «средних» заказчиков в наибольшей степени заставляют производителя печатающих устройств задумываться об инновациях.

«Комбайны» выходят на первый план

По мнению директора Lexmark по маркетингу принтеров потребительского уровня в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Тода Хэмблина, эволюция струйных печатающих устройств повторяет путь, по которому развивались персональные компьютеры.

Сегменты
Распределение поставок принтеров и объемов печатных работ по сегментам рынка
Вначале струйные принтеры были монохромными, затем — цветными. Теперь потребности пользователей вышли за границы «простой печати», и струйные устройства, дополняясь функциями сканирования, копирования, передачи факсимильных сообщений и электронной почты, превращаются в центры обработки изображений (по терминологии Lexmark, imaging hub). Причем если в сегменте цветных принтеров стоимостью до 100 евро скорость роста составляет 30% в год, а сегмент более дорогих цветных принтеров ежегодно расширяется со скоростью 36%, то рынок многофункциональных устройств (МФУ) показывает наивысшие темпы развития — 80% в год.

Возможно, по этой причине почти половина устройств, представленных Lexmark в мае, относится именно к категории «все-в-одном». В числе новинок — три МФУ, нацеленные на потребительский сегмент рынка. Они имеют разрешение до 4800х1200 точек на дюйм (при печати на фотобумаге), оснащены интерфейсом USB, комплектуются набором сопутствующего ПО, в том числе Lexmark All-In-One Center и Lexmark Photo Editor.

Устройство X1150 Creative Centre предназначено для начинающих пользователей. Выполнение всех ключевых функций (печать, копирование и сканирование) в модели X1150 предельно упрощено: для этой цели на ее передней панели имеется набор соответствующих кнопок. Скорость при черновой печати достигает 14 стр./мин в черно-белом режиме и 8 стр./мин — в цветном. При печати черными чернилами генерируются капли размером 24 пиколитра, объем капель у цветных чернил — 7 пиколитров.

Для более требовательных пользователей Lexmark предлагает МФУ X6150 Productivity Centre с дополнительной возможностью передачи цветных факсов в автономном режиме (без подключения к персональному компьютеру). Устройство X6170 Professional Centre спроектировано в расчете на профессиональных пользователей и включает в себя автоподатчик документов для обеспечения копирования и передачи по факсу многостраничных документов.

Устройства X6150 и X6170 отличаются от модели X1150 наличием встроенного 33,6 Кбит/с факса, обеспечивают скорость при черновой печати до 19 стр./мин в монохромном и 15 стр./мин в полноцветном режиме.

Оба модели серии X6100 способны печатать с переменным размером точки: капли цветных чернил объемом три пиколитра используются для заполнения текстурированных областей, капли объемом 10 пиколитров — для сплошной «заливки». При печати черно-белым картриджем формируются капли размером 24 пиколитра.

В моделях X6150 и X6170 производится автоматическая настройка картриджа на конкретный тип бумаги, в частности, предусмотрена возможность копирования фотографий. Как заметил Хэмблин, последняя функция для многих пользователей служит дополнительным стимулом к приобретению подобных устройств.

Он отметил, что в 2001 году Lexmark первой выпустила на рынок многофункциональное устройство «по потребительской цене». Представив три новых МФУ начального и верхнего уровня, компания подтвердила свой интерес к данному сегменту рынка.

То, что «комбайнам» в стратегии компании отводится важное место, подчеркнуто выпуском «ограниченной партии» МФУ, выполненных в цветовом дизайне швейцарских армейских ножей Victorinox, получивших популярность благодаря своей универсальности.

Рынок 2002
Доли компаний на рынке струйной печати, 2002 год
Помимо МФУ, компания анонсировала и два новых струйных принтера. Модель Z605 Color Jetprinter представляет собой универсальный принтер с разрешением до 4800x1200 точек на дюйм (на фотобумаге) и скоростью печати до 14 стр./мин. при черно-белой и до 8 стр./мин при цветной печати (в черновом режиме).

Более совершенный принтер Z705 Color Jetprinter имеет скорость печати до 17 стр./мин. в черно-белом режиме и до 10 стр./мин. в цвете (при черновой печати), генерируя при этом более крупные капли при печати черными чернилами (28 пиколитров против 24 пиколитров у модели Z605).

При установке дополнительного фотокартриджа принтер дает шестицветные изображения, технология Precision Sense обеспечивает автоматическую настройку картриджа на конкретный тип бумаги.

Дебют на рынке фотопечати

На конференции было объявлено также о выходе Lexmark на рынок фотопринтеров с серией P. Стимулом для этого стал быстрый рост продажи цифровых камер. Так, в настоящее время от 5 до 12% западноевропейских семей уже имеют цифровые камеры. Как показывает статистика, фотопринтеры завоевывают рынок более быстрыми темпами, чем предполагалось ранее в прогнозах аналитиков: скорость роста сегмента фотопринтеров составляет 70% в год, а в странах Западной Европы, например, более четверти проданных струйных устройств относится к классу МФУ или фотопринтеров.

Пока семейство Photo Jetprinter состоит из двух моделей — P706 и P707, обеспечивающих шестицветную печать с разрешением до 4800х1200 точек на дюйм (на фотобумаге). Максимальная скорость (в черновом режиме) достигает 17 стр./мин при монохромной печати и 10 стр./мин — при цветной. Фотографию стандартного размера 10х15 см в нормальном режиме (1200х1200 точек на дюйм на глянцевой фотобумаге) принтеры способны напечатать менее чем за минуту.

Модель P707 Photo Jetprinter предназначена специально для тех, кто увлекается цифровой фотографией, и отличается от принтера P706 наличием дополнительного устройства чтения карт, принимающего шесть наиболее популярных на рынке типов карт памяти — CompactFlash Type I и II, Secure Digital, SmartMedia, Memory Stick и MMC. По словам Хэмблина, этот набор покрывает 90% рынка карт памяти.

Поскольку наличие большого количества типов карт памяти усложняет дизайн фотопринтеров, Lexmark намерена поддерживать инициативы в области стандартизации цифровых камер. Однако компания по-прежнему не намерена поставлять комплекты в составе принтера и цифровой камеры (как известно, у основных конкурентов Lexmark — Hewlett-Packard, Epson и Canon — подобные решения имеются).

Lexmark представила также два новых типа картриджа. Кроме того, она объявила о возобновлении выпуска фотобумаги и продемонстрировала два образца — Everyday (плотность 170 г/м2) и Premium (230 г/м2).

Решение это было принято после изучения предпочтений потребителей: оно показало, что половина пользователей, имеющих фотопринтеры, намерена покупать фотобумагу «от производителя» соответствующего устройства.

Выпуском собственной фотобумаги Lexmark преследует цель приблизить по стоимости цифровую печать к традиционной печати с фотопленок и обогнать по стоимостному показателю конкурентов.