На национальной почтовой службе Mail.ru установлен спам-фильтр
В день Mail.ru обрабатывает до 10 млн. сообщений, из которых, по собственным оценкам компании, от 3 до 5 млн. были спамом

Собственно, фильтры Kaspersky Anti-Spam на серверах национальной почтовой службы Mail.ru работают с 25 июня, хотя только 21 августа было объявлено, что через них проходит вся почта. Фильтр ставит на почтовых сообщениях свои метки, а уже серверы Mail.ru в соответствии с этими метками откладывают спам в отдельную папку или уничтожают его (зависит от пользовательских настроек). Всего на Mail.ru зарегистрировано около 10 млн. почтовых ящиков, из них ежемесячно обращаются лишь к 4 млн. В день Mail.ru обрабатывает до 10 млн. сообщений, из которых, по собственным оценкам компании, от 3 до 5 млн. были спамом.

Следует отметить, что спам — это бизнес. Если на Западе его распространением занимаются в основном полулегальные конторы, которые не заботятся о своем имидже, то в России о репутации не думает огромная часть малого и частично среднего бизнеса. Поэтому русский спам существенно отличается от англоязычного. Спам — это один из самых дешевых видов рекламы, которая пока действует достаточно эффективно и приносит спамерам значительные доходы. По оценкам Игоря Ашманова, генерального директора компании «Ашманов и партнеры», оборот российского спама составляет около 1 млн. долл. в месяц, что сравнимо с оборотом рынка баннерной рекламы. Индустрия уже достаточно совершенна, поскольку появилась специализация: распространители объявлений (спамеры), поставщики адресных баз, производители ПО, рекламные агентства, а теперь и производители спам-фильтров.

Технологически борьба со спамом аналогична защите от вирусов: фильтр проверяет всю входящую почту, применяет к ней базу правил, каталогизирует и ставит свои метки. В дальнейшем клиентская почтовая программа уже может по этим меткам отсеять ненужные сообщения. База правил содержит несколько разделов: черные и белые списки IP-адресов, формальные признаки писем, лингвистические правила и базы сигнатур. Лингвистическая база содержит список слов и фраз, используемых в рекламных объявлениях. По сигнатуре, которая является отпечатком конкретного объявления, отсеиваются все его дубли, если в них внесено не более 5% изменений.

Обновления правил готовит работающая круглосуточно лингвистическая лаборатория компании «Ашманов и партнеры». Хотя кажется, что основная задача спам-фильтра состоит в том, чтобы выловить 100% спама, более важной задачей является недопущение ложных срабатываний, когда нужное письмо отсеивается как спам. На текущий момент на Mail.ru удалось отфильтровать 95% спама при доле ложных срабатываний от 0,02 до 0,05%.

Технология фильтрации спама создана компанией «Ашманов и партнеры», но продукты на ее основе разрабатывает и продвигает «Лаборатория Касперского». Сейчас в продаже есть только корпоративное решение Kaspersky Anti-Spam, которое устанавливается на Linux или FreeBSD. Хотя продукт уже продается с апреля этого года, установок по всему миру всего несколько десятков, каждая в среднем на сотню почтовых ящиков. Причем основной спрос на него не в России, а за рубежом. Для полноценного продвижения продукта не хватало только крупного внедрения. Поэтому осенью этого года в «Лаборатории Касперского» ожидают значительного увеличения спроса на спам-фильтр. К этому же времени планируется выпуск и персонального фильтра. В целом же потенциал рынка спам-фильтров куда больше, чем антивирусов.