То, как компания использует ПО, может больше сказать о TCO, нежели цена лицензии

Сколько на самом деле стоит «бесплатное» программное обеспечение? Без ответа на этот почти гамлетовский вопрос директора информационных служб не смогут принять правильное решение об использовании (или отказе от использования) свободно распространяемых программных продуктов (вместе с соответствующим аппаратным обеспечением), хотя, как считают многие, за ними будущее.

Апологеты Linux и других продуктов с открытым кодом приводят «железный» аргумент — поскольку данное программное обеспечение распространяется бесплатно, очевидно, что использовать его выгоднее с финансовой точки зрения, нежели продукты таких компаний, как Microsoft, SAP или Oracle. В корпорации IBM, активно поддерживающей Linux, убеждены, что общая стоимость владения (TCO) для этой операционной системы существенно ниже, чем аналогичный показатель для конкурирующих «закрытых» операционных систем.

В то же время стоит хотя бы немного углубиться в изучение вопросов, связанных с оценкой TCO, сразу становится ясно, насколько они непросты и запутанны. В действительности может оказаться, что бесплатное программное обеспечение вовсе не так дешево. В этом можно убедиться, проанализировав многочисленные работы, посвященные TCO различных операционных систем.

Для начала, впрочем, оговорюсь, что большую часть из 84 документов, которые я просмотрел, нельзя назвать даже исследованиями, поскольку в них отсутствуют данные обо всех расходах, учитывающихся при оценке TCO, а выводы иногда делаются на основе опыта только одной компании. Немногочисленные серьезные изыскания показывают, что вопросы, связанные со стоимостью владения, куда сложнее, чем их обычно изображают, например, в специализированных изданиях.

Прежде всего, необходимо уяснить, что цена программного продукта — есть она или нет — настолько незначительна по сравнению с общей стоимостью владения, что во многих случаях только в небольшой степени отражается на решении о вложении средств в ИТ. Чаще всего цена ПО — это менее 10% TCO.

Крайне важной статьей расходов являются «кадровые вопросы» обслуживания продукта. Под кадровыми вопросами я понимаю необходимость обучения пользователей, оплату работ по поддержке, техническому обслуживанию, администрированию и другие расходы, без несения которых программное обеспечение не будет сколько-нибудь эффективным. Эти расходы в течение срока полезного использования продукта составляют от 50 до 70% TCO.

Кадровые вопросы сильно зависят от задач, решаемых с помощью ПО, а также от тех пользовательских функций, которое оно предоставляет. В одном из исследований проводилось сравнение TCO для Windows и Linux при использовании с серверами, предназначенными для различных задач. Оказалось, что показатель TCO для продукта Microsoft ниже при выполнении традиционных сетевых, но выше — при поддержке Web-приложений. То, как компания использует ПО, может больше сказать о TCO, нежели цена лицензии.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что вы ожидаете от тех или иных программных продуктов, поскольку это напрямую связано с выбором в пользу продуктов с открытым кодом. Ответ на такие вопросы приблизит директора информационной службы к ответу на главный вопрос: какова же на деле цена покупаемого программного обеспечения?