Применение решений Baan в российском самолетостроении
На Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении, где готовится внедрение системы Baan, осуществляется сборка самолетов, производимых АВПК «Сухой»

Во время авиасалона МАКС 2003 компания «Альфа Интегратор — Баан Евразия» провела конференцию «Опыт совершенствования системы управления предприятием в авиационно-космической промышленности России и мира на основе ERP-системы Baan». В Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении внедрение системы Baan еще не состоялось (оно намечено на конец года), однако представитель этой компании Борис Бутрин смотрит на перспективы проекта весьма оптимистично. «Не бывает плохих систем управления предприятием, бывают плохие внедрения», — заявляет он. По словам Бутрина, в пользу выбора решения Baan сыграло наличие специализированного решения Baan for Aerospace & Defence, учитывающего специфику процессов на предприятиях аэрокосмической и оборонной промышленности.

Директор по развитию бизнеса «Альфа Интегратора» Владимир Капустин рассказал об отечественном и зарубежном опыте применения решений Baan в авиационной промышленности. В России характерным примером успешного внедрения является проект в ОАО «ЧНППП Элара». Как и на большинстве предприятий ВПК, там столкнулись с уменьшением объема госзаказов и ужесточением конкуренции, необходимостью конверсии и выхода на рынки новых продуктов. Решение Baan было выбрано, исходя из его ориентированности на предприятия военно-промышленного комплекса, а также соотношения цена/качество. На базе Baan была организована среда сбора и обработки информации; в планах дальнейшего ее развития — управленческий учет, CRM, вспомогательное производство.

Среди мировых примеров внедрения решений Baan Капустин выделил проект в компании Snecma Moteurs, являющейся лидером европейского авиакосмического двигателестроения. Его целью было повышение конкурентоспособности компании на рынке, в частности сокращение циклов проектирования и производства. Характерной особенностью внедрения стало то, что оно рассматривалось руководством компании не как ИТ-проект, а как средство изменения бизнеса. «Компания не скрывала, что даже не пыталась оценить экономический эффект от проекта, считая его необходимым условием выживания на рынке», — подчеркнул Капустин.

Валентин Петров из Российского авиационно-космического агентства констатировал, что в настоящее время на отечественных предприятиях внедрений Baan мало, но на Западе эта система «пошла широко», что говорит о ее возможностях. «Эта система далека от того, чтобы быть тупиковой», — отметил Петров, имея в виду возможности развития системы.

Олег Горин, первый заместитель генерального директора «Альфа Интегратор — Баан Евразия», подчеркивая конкурентные преимущества своей компании, выделил следующие факторы, являющиеся критическими для предприятия при выборе системы управления: наличие специализированных отраслевых решений, позиция поставщика ПО на рынке, способность системы решить основные задачи предприятия. Не менее важным является наличие квалифицированной команды, способной внедрять и поддерживать программное обеспечение.

Начальник отдела МАИ Андрей Рыбников указал на наличие измеримого эффекта от внедрения систем управления на предприятиях аэрокосмической промышленности и особо отметил накопленный опыт реализации систем управления на базе решений Baan. В качестве примеров он назвал проекты в ИАПО и УМПО. Ключевым фактором успеха внедрения ERP-системы Рыбников считает участие в проекте первых лиц предприятия.