Взлеты и падения операционной системы Unix всегда захватывали меня и, хотя это в какой-то мере праздный интерес, я принимаю их близко к сердцу.
Мэрифрен Джонсон — главный редактор еженедельника Computerworld. С ней можно связаться по электронной почте maryfran_ johnson@ computerworld.com

Я начала болеть душой за эту операционную систему около десятка лет назад, еще будучи корреспондентом Computerworld, пишущим о так называемых войнах графических интерфейсов Unix.

Кончились эти баталии тем, что мои подопечные были раздавлены монополией Microsoft.

Это было явное поражение открытых систем и решающая победа для Windows, самой закрытой операционной системы на свете.

Сегодня Unix вновь в осаде, упорно величаемая «закрытой» — подумать только(!) —  сторонниками лагеря Wintel. Но самой неожиданной стала атака со стороны маленького, но бойкого родственника самой Unix, разделяющего с нею кодовую «ДНК» и имеющего милого пингвинчика в качестве талисмана.

Linux на компьютерах на базе Intel-совместимых процессоров шагает по предприятиям, деловито выталкивая с поля систем младшего класса Windows NT и Unix-тяжеловесов — Solaris, HP-UX, AIX.

Корпоративные информационные службы в Linux привлекает обеспечиваемая этой ОС значительная экономия средств и устойчивая производительность. То и другое превозносится растущим хором голосов неистовых поклонников из числа разработчиков и крупных производителей систем и программного обеспечения.

Так что же, на этот раз Unix в самом деле обречена? Как показывают наши данные, Unix еще далека от того, чтобы быть почетным гостем на прощальных вечеринках.

Согласно опросу, проведенному нами среди 290 директоров ИС и пользователей, Unix применяется на предприятиях для наиболее критически важных приложений: 77% респондентов сообщили, что их компании «в большой» или «в очень большой» степени полагаются на Unix. Более половины, 56%, полагают, что Unix будет владеть старшим классом еще «неопределенно долго», и 24% склонны считать, что значимость Unix уменьшается, но не исчезает вовсе.

Около двух десятков пользователей, участвовавших в опросе, признались, что несмотря на все преимущества связки Linux-Intel в сегменте младшего класса, они твердо убеждены в том, что Linux предстоит развиваться еще долгие годы, чтобы достичь уровня масштабируемости, стабильности и поддержки, требуемого для центров обработки данных. Изменчивая природа дистрибутивов Linux — та самая быстрая эволюция кодовой базы, которой так кичатся сторонники открытого кода — вряд ли в наше время может считаться коммерческим преимуществом операционной системы уровня предприятия.

Как бы там ни было, на Unix по-прежнему тратятся серьезные деньги. По данным International Data Corp., в прошлом году частные и государственные организации во всем мире вложили в Unix-серверы почти 21 млрд. долл., тогда как на Windows было потрачено 13,9 млрд., а на Linux — лишь 2,8 млрд.

На ближайшие пять лет, однако, аналитики прогнозируют для рынка Unix лишь ничтожный прирост в размере 3%, тогда как Linux будет мчаться во весь опор к отметке 8,8 млрд. долл.

Поражает маркетинговая прыть производителей дистрибутивов Linux, выставляющих аргументом против Unix многочисленность вариантов операционной системы (как будто не существует никакого разнообразия версий Linux) и ничтоже сумняшеся изрекающих пророчества на тему «Linux повсюду» (ничего не напоминает?).

В реальности же, как мне представляется, обозримое будущее станет гоночной трассой для трех участников: Unix, Linux и Windows. Причем у Linux больше шансов обойти Windows в старшем классе, нежели у Unix. Однако независимо от исхода этой гонки ИТ-менеджерам она принесет только выгоду, ведь устойчивая интенсивная конкуренция рано или поздно приводит к снижению цен и разнообразию выбора.