Пожалуй, не найти человека, который не слышал бы словосочетания «Кремниевая Долина», — неформального названия узкой полоски земли, которую можно проехать вдоль из конца в конец всего за полчаса. Гораздо меньше известно о происхождении этого названия. А кто знает подлинную историю Кремниевой Долины?
Обычно точкой отсчета истории Кремниевой Долины принято считать изобретение Билла Хьюлетта и Дэйва Паккарда, сделанное в их уже ставшем легендой гараже

Обычно исторический отсчет принято начинать с изобретения Билла Хьюлетта и Дэйва Паккарда, сделанного в их уже ставшем легендой гараже, а рассказы о самой этой местности — с непременного упоминания о том, что здешний песок оказался наиболее подходящим материалом для кремниевой подложки микросхем. Между тем, история эта началась куда раньше, и многие ее герои остались в неизвестности. Гораздо сложнее и истинные причины, давшие жизнь феномену Долины.

Название «Кремниевая Долина» (Silicon Valley) было предложено в 1971 году Доном Хефтером, журналистом популярной тогда газеты Electronic News. Так он назвал часть побережья залива Сан-Франциско, расположенную между небольшим городком Редвуд-сити и Сан-Хосе, стремясь обозначить взрывной характер развития этой местности, которое было вызвано полупроводниковым бумом. Однако технологический бум в Долине не возник на ровном месте: ему предшествовало почти полвека систематического развития науки и технологий в этом регионе. Возможно, одним из первых, кто начал работы в сфере электроники в той части Калифорнии, которую теперь называют Областью Залива (Bay Area), был изобретатель и предприниматель Ли де Форрест, предложивший прибор «аудионс» (audions). В 1912 году он построил ламповый усилитель звука, позволивший сделать слышимым шум, который издает муха, перемещаясь по листу бумаги. Паккард именно Ли де Форреста назвал отцом Кремниевой Долины.

Тот же Паккард отмечал, что наибольшее влияние на формирование феномена Долины оказал Фредерик Терман, один из руководителей Стэнфордского университета. Сам Терман выдающимся изобретателем не был, но его заслуга заключается в том, что он приложил большие усилия для превращения Стэнфордского университета в одну из самых значительных научных и инженерных школ. Сегодня в знак признания заслуг Термана его именем назван инженерный корпус в Стэнфорде.

Терман стремился способствовать формированию на Западном побережье США научной и инженерной инфраструктуры, которая смогла бы составить конкуренцию более преуспевающему тогда в этом отношении Восточному побережью. Поэтому, после того, как его выпускники Паккард и Хьюлетт поначалу переехали в Нью-Йорк, Терман зазвал их обратно в Пало-Альто, где по адресу Аддисон-стрит, 367 они создали лабораторию в гараже и разработали свой знаменитый осциллограф. Кстати, первым, кто воспользовался их изобретением, оказался еще один житель Калифорнии, Уолт Дисней, который применил этот прибор при производстве своего мультипликационного фильма Fantasy. Два других студента Термана, Сигурд и Рассел Вэриан изобрели вакуумную лампу, клистрон, послужившую основой для создания бортовых радиолокаторов, которые очень помогли союзникам во Второй мировой войне. Со временем Hewlett-Packard и Varian превратились в крупные компании.

Билл Шокли, соавтор изобретения транзистора, сделанного в 1955 году, принадлежит ко второму поколению студентов Термана, которые образовали свои собственные высокотехнологичные компании. Сначала компания Шокли так и называлась — Shockley Semiconductor, но позже была переименована и стала известной как Fairchild Semiconductor. То, что производство полупроводников началось именно здесь, можно считать наиболее важным обстоятельством для будущего Долины.

Успехи вновь образованных фирм привлекли к себе внимание крупнейшей компьютерной компании того времени — IBM, и в 1956 году она создала первую исследовательскую лабораторию в Северной Калифорнии. Вслед за ней компания Xerox организовала в Пало-Альто собственный исследовательский центр Palo Alto Research Center (PARC), где появились на свет многие основополагающие изобретения, в том числе первый персональный компьютер Altos. Правительство Соединенных Штатов, заметив происходящее, решило оказать серьезную помощь Калифорнийскому университету в Беркли и инвестировало значительные средства в проводившиеся там исследования. Плодами этих исследований стали, в частности, операционная система Unix, дисковые массивы RAID, микропроцессорная архитектура RISC.

Так сложилось два конкурирующих между собой и очень разных по духу академических центра. Стэнфорд символизирует консервативность, а Беркли всегда отличался политической левизной и свободой нравов. Вот уже почти сто лет свои отношения соперники выясняют в ходе ежегодных футбольных матчей. Текущий счет — 54:40 в пользу Стэнфорда.

Студентами Термана, которые работали в Fairchild, была создана Intel. Она стала первой из той примечательной категории компаний, которые теперь называют «стартапами». Это был удививший окружающих прецедент. «Fairchildren» работали в процветающей компании, но, уверенные в своей инженерной идее, решили уйти из нее, чтобы образовать собственную фирму. Они хотели создать микропроцессор, а создали не только его, но и замечательный пример для подражания, повторенный многократно.

В 80-е годы по примеру Intel начался бурный процесс создания компаний; сложилась целая индустрия венчурного капитализма, поддерживающего этот процесс. Инженер из IBM Эл Шугарт, один из разработчиков магнитных дисков, образовал компанию Seagate. Выходец из HP Стив Возняк стал одним из авторов компьютера Apple. Идея реляционной базы данных также родилась в Кремниевой Долине, в исследовательском центре IBM; Ларри Эллисон оценил ее перспективность и основал компанию Oracle.

Несколько выпускников Стэнфорда и Беркли создали компанию Sun Microsystems. Профессор из Стэнфорда Джим Кларк образовал в 1982 году компанию Silicon Graphics, а еще спустя десятилетие — Netscape. Группа выпускников этого же университета дали жизнь первому маршрутизатору и компании Cisco Systems, сделав ее логотипом знаменитый Голден Гэйт — мост через Залив Сан-Франциско. Из последних наиболее ярких успехов выпускников Стэнфорда следует отметить компанию Yahoo!, выросшую из студенческой работы, и, конечно же, Google.

Разумеется, не все начинания, появившиеся в Кремниевой Долине, были успешными. Бум «доткомов» — наиболее яркий пример провала, который нанес огромный ущерб всей отрасли. Но так или иначе, сейчас в Долине действует более 4 тыс. компаний, их совокупный доход превышает четверть триллиона долларов, а число занятых в них специалистов измеряется сотнями тысяч.