Технология, предложенная инженерами Sun, сделает печатные платы таким же анахронизмом, как перфокарты

Инженеры компании Sun Microsystems предложили новую технологию, названную ими proximity communication, что буквально переводится как «тесная связь». Эта технология базируется на тех же принципах передачи электроэнергии, на которых основаны электрические конденсаторы. Исследователи убеждены, что предложенная ими идея в конечном итоге положит конец эпохе интегральных схем.

Сообщение об открытии сделал сотрудник лаборатории Sun Labs Роберт Дрост, представляя работу своих коллег на конференции IEEE Custom Integrated Circuits Conference.

Традиционный конденсатор состоит из двух противоположно заряженных проводников, разделенных изолирующим материалом. Они применяются в многочисленных устройствах, начиная от современных радиоприемников и источников питания до знаменитой лейденской банки, которую использовал еще Бенджамин Франклин в своих экспериментах на заре эпохи электричества. Группе инженеров Sun под руководством знаменитого Айвана Сазерленда удалось применить эти принципы для передачи данных между процессорами. Как подчеркнул Джон Густафсон, директор Sun Labs по исследованиям, при этом не нужны контакты и провода, обеспечивающие физическую связь между компонентами в сегодняшних компьютерах. «Микросхемы располагаются настолько близко друг к другу, насколько это необходимо для бесконтактной передачи информации», — пояснил он.

Инженеры использовали физическое явление, известное как емкостная связь. Они смогли обеспечить передачу данных между компонентами на скорости 21,6 Гбит/с. Это примерно вполовину меньше, чем скорость передачи данных по 800-мегагерцевой системной шине процессора Pentium 4, зато это удалось «как нечего делать», признался Густафсон. Скорость передачи данных между такими компонентами, как, например, память и процессор, всегда оставалась узким местом компьютеров, и сейчас разрыв между скоростями обработки и передачи данных все более увеличивается. Провода по своим физическим параметрам не в состоянии передавать данные с такой же скоростью, с какой процессор обрабатывает их.

Технология proximity communication может дать выход из положения. По прогнозу Густафсона, в течение нескольких лет в Sun Labs добьются значительно больших скоростей: «Я уверен, что мы сможем обеспечить скорость в триллион бит в секунду, что будет соответствовать скорости обработки данных».

Финансирование данных работ осуществляется за счет 50-миллионного гранта агентства DARPA, который компания получила в июле. Грант выделен на исследования, задачей которых является разработка прототипа высокопроизводительных компьютеров будущего. В 2006 году в DARPA выберут из трех компаний, получивших такие гранты, — Sun, Cray и IBM — победителя, которому будет поручено выполнить заказ на создание полнофункциональной системы. Sun могла бы использовать в ней, в частности, технологию proximity communication.

Даже если компания не получит в дальнейшем финансирования от DARPA, она сможет производить коммерческие системы на базе этой технологии. Густафсон убежден, что новая технология сделает печатные платы таким же анахронизмом, как перфокарты.

«Впрочем, это дело отдаленного будущего, — уверен Ричард Фикейра, аналитик компании Forrester Research. — С этой технологией должны быть интегрированы все другие технологии, используемые в современных компьютерах. Пока же говорить о практических результатах преждевременно».

Работу можно будет считать завершенной в том случае, если Sun докажет возможность производить продукты на базе новой технологии в промышленных масштабах. Это непростая задача, по мнению Густафсона. «Между выпуском лабораторных образцов и промышленных партий лежит глубокая пропасть, — подчеркнул он. — Мы не можем определенно предположить, каким окажется результат при попытке развернуть серийное производство».