Грядет конкурентная борьба за развивающийся рынок серверов приложений, который, по прогнозам аналитиков, через несколько лет станет вполне сравнимым по своим размерам с рынком серверов «железных»

В октябре примерно с недельным интервалом в Москве прошли два близких по смыслу события. Хронологически первым оказался сугубо технический семинар для специалистов, организованный представительством Oracle и проведенный Сандором Нейвенхьюсом, менеджером, ответственным за продвижение продукта Oracle Application Server 10g в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Другое мероприятие — вторая по счету конференция компании BEA Systems в России «BEA WebLogic Platform — оптимизация инвестиций в информационные технологии», которая собрала не только специалистов, но и представителей бизнеса и даже, как это ни покажется странным, высокопоставленных чиновников.

Одновременность событий, безусловно, случайна, но она отражает суть дела: программное обеспечение промежуточного слоя и современные платформы для приложений постепенно, хотя и не очень спешно, но все же добираются и до России, сокращая разрыв между уровнями отечественных разработок и современных зарубежных. И грядет конкурентная борьба за развивающийся рынок серверов приложений, который, по прогнозам аналитиков, через несколько лет станет вполне сравнимым по своим размерам с рынком серверов «железных». В этой борьбе Oracle стремится составить конкуренцию доминирующим на рынке серверов приложений компаниям IBM и BEA, выделяя именно последнюю в качестве своего основного противника. Данное обстоятельство никак нельзя упускать из виду при оценке значения этих двух локальных событий. То, что происходит в Москве, можно представить как своего рода отражение дуэли, которая началась несколько лет назад, но так и не закончилась.

Большой компьютерный мир привлекает к себе внимание не только технологиями, но и интригами, которые их окружают, в том числе своеобразными поединками между капитанами отрасли. Хорошо известно извечное противостояние Скотта Макнили (Sun Microsystems) Биллу Гейтсу (Microsoft), а пару лет назад дуэлью стали называть и публичные перепалки между Ларри Эллисоном (Oracle) и Биллом Колеманом (BEA Systems). Справедливости ради стоит заметить, что с уходом Колемана с поста президента BEA острота схватки на межличностном уровне затихла, но конкуренция между компаниями явно обострилась. Колеман, кстати, в этом году создал весьма многообещающую компанию Cassatt, которая будет заниматься проблемами самоуправляемых (autonomic) компьютерных систем.

Почему из двух лидеров объектом атаки со стороны Oracle стала именно BEA, а не IBM, объясняется тем, что примерно 95% нынешних клиентов BEA одновременно являются и пользователями СУБД Oracle. Это дает основание Oracle надеяться на завоевание их симпатий. Наблюдая за поединком, нельзя не учитывать разницу в весовых категориях. При всем том что BEA Systems входит в десятку крупнейших софтверных компаний, она все же на порядок меньше Oracle. Но перед нами отнюдь не схватка библейских Давида с Голиафом. В своей узкой сфере деятельности — поставке программного инструментария промежуточного слоя — BEA имеет значительно больший опыт, чем Oracle, и исход дуэли далеко не предопределен.


Oracle Application Server: «Наш сервер приложений образует единую среду с базой данных»

История Oracle AS недолга. Первая версия — Oracle Application Server 4.0.8.1 — появилась в 2000 году, тогда она служила дополнением к СУБД Oracle 8i. В июне 2001 года Oracle 9i AS был назван в качестве одного из трех приоритетных продуктов компании. Судьбу сервера нельзя назвать простой. Под одним и тем же названием «Oracle AS 9i» на практике существовало несколько версий продукта, причем первые были не слишком удачны. Нынешние версии основаны на лицензированном у небольшой шведской компании Ironflare программном ядре, которое называется Orion. Это ядро и стало основой для редакции Oracle Application Server 9i/R2 J2EE. В него встроили машину для обработки сервлетов, обеспечили соответствие спецификации J2EE 1.3, добавили встроенную интегрированную среду разработки. Ядро Orion создано полулюбительской компанией, больше известной своими усилиями по распространению программ с открытым кодом; для нее внимание со стороны Oracle стало событием невероятной важности.

В самой Oracle основным «мотором» продвижения Oracle AS стал 35-летний вице-президент компании Томас Куриан. (Это действительно незаурядная личность; в семнадцатилетнем возрасте он вместе с своим братом-близнецом приехал в США без каких-либо средств к существованию. Тем не менее оба получили прекрасное образование и сейчас занимают равновысокие посты — второй брат стал вице-президентам в Cisco Systems.) Куриан ведет активное противоборство с BEA. В частности, его детище, программа Switch and Save (это название можно перевести как «переключись и успокойся»), предоставляет выгодные условия миграции с сервера BEA WebLogic на Oracle 9i AS.

Очередным шагом Oracle в развитии направления программного обеспечения промежуточного слоя стало объявление о грядущем выпуске продукта Oracle Application Server 10g, предназначенного для работы в распределенной вычислительной среде и являющегося одним из основных компонентов программы Oracle Grid Computing. Анонс нового сервера приложений стал одним из ключевых событий конференции OracleWorld, прошедшей в Сан-Франциско в начале сентября.

Сандор Нейвенхьюс, Oracle

Для проведения технического семинара, на котором был представлен Oracle Application Server 10g, в Москву приехал Сандор Нейвенхьюс, менеджер, работающий в регионе EMEA. По окончании семинара я задал ему несколько вопросов.

В чем заключается основное отличие между Oracle AS 9i и Oracle AS 10g?

Oracle AS 10g представляет собой первый сервер приложений, который позволяет использовать преимущества grid-технологий, в том числе управлять нагрузкой, осуществлять централизованное распределение ресурсов между пользователями. Новые возможности отражены в изменении названия; появление суффикса g говорит о том, что новый сервер приложений адаптирован к работе в среде grid.

Когда появится коммерчески доступная версия Oracle AS 10g и какие версии поставляются сейчас?

Oracle Application Server 10g должен появиться на рынке уже в этом году. Сейчас доступны Oracle AS 9i Release 2.0 версия 9.0.3 Java Edition и Oracle AS 9i Release 2.0 версия 9.0.2 в редакциях Standard и Enterprise.

В чем вы видите преимущества ваших продуктов по сравнению с предложениями конкурентов?

Прежде всего в том, что наш сервер приложений образует единую среду с базой данных и обладает исключительными показателями производительности и соотношением производительность/стоимость. На тестах SPECjAppServer2001 и Ecperf наш Oracle AS 9i существенно опережает конкурентов. Вы можете сами убедиться в этом, посетив сайт spec.org.

Bea WebLogic Platform: «Под платформой мы понимаем нечто более широкое»

Кристофер Рау, BEA Systems

Главным действующим лицом на конференции, посвященной BEA WebLogic Platform, стал Кристофер Рау, вице-президент BEA по региону EMEA. Кроме него с докладами выступили вице-президент ЛАНИТ Леонид Линцер, русскоговорящий менеджер BEA из Сан-Франциско Вадим Розенберг, а также технические специалисты компаний BEA, HP, Documentum, Intel, ЛАНИТ и представители нескольких заказчиков. Да и в целом по сравнению с первой конференцией нынешняя оказалась более представительной. Судя по всему, до момента реального появления компании BEA Systems на отечественном рынке осталось ждать совсем недолго. Мне удалось обсудить с Рау ряд вопросов.

BEA Systems лет пять назад была первой, кто открыто объявил о своем желании создать универсальную платформу для корпоративных приложений. С тех пор аналогичное желание охватило многих, и сегодня эта идея стала одной из основных на рынке корпоративных приложений. Как компания ощущает себя в изменившихся условиях, в окружении многочисленных конкурентов?

Действительно, за эти годы рынок серверов приложений достиг определенной зрелости, но, несмотря на появление конкурентов, BEA остается лидером. Но следует подчеркнуть, что сервер приложений — это только часть платформы, он не содержит средств интеграции, среды разработки и т.д. Поэтому мы, особенно начиная с версии 8.1, под платформой понимаем нечто более широкое, в том числе создание возможности для интеграции существующих приложений в многоуровневую инфраструктуру на основе открытых стандартов. И в этом комплексном видении проблемы заключается наше отличие от всех остальных конкурентов, они «везут» за собой груз прошлого, привязанность к определенным технологиям. Oracle или SAP изменяют способ интеграции, но при этом сохраняют монолитность. В свое время островки приложений заменили башнями приложений, теперь появляются интегрированные башни, но при этом башни остаются башнями, а не превращаются в горизонтальные платформы. Но мир приложений — гетерогенный, для их интеграции нужны именно горизонтальные платформы.

Кроме того, мы уверены, что наши средства более эффективны по ряду показателей, в том числе по скорости внедрения разработок. Таким образом, нам удалось сделать примерно то, чего добилась компания Microsoft с помощью Visual Basic. Убрав все сложности «внутрь», Microsoft создала средство, открывающее для большинства возможность творить. Workshop делает то же самое в среде Java, это средство снимает проблемы, связанные с J2EE.

Я беседовал с представителем Oracle, он заявил, что по показателям цена/производительность BEA WebLogic заметно, в разы уступает Oracle AS 9i. Как вы можете прокомментировать этот факт?

Цена/производительность не есть главный показатель, очень часто у высококачественных изделий эта характеристика ниже. Если бы автомобили оценивались таким образом, то на рынке остались бы одни малолитражки. Что же касается самой методики эксперимента, по которой проводилось сравнение, то она не может претендовать на объективность. По этому поводу BEA выпустила специальный документ «Oracle AS 9i: Faster and cheaper than what?». Тем, кто хочет получить объективную картину, с ним следует ознакомиться. В целом нашу миссию на рынке определить довольно просто, мы интегрируем приложения, то есть сами не занимаемся приложениями, обеспечением безопасности. Мы строим свои подходы на основе горизонтальных стандартов и поэтому открыты для взаимодействия с другими производителями.

Каковы планы BEA Systems в отношении России?

Мы относительно недавно осознали, что для нашей компании Россия является очень важным регионом. Во-первых, мы оценили технологический уровень рынка и специалистов, в частности нас поразило количество Java-разработчиков. Во-вторых, наблюдается очевидный рост экономики. Мы в ближайшее время зарегистрируем представительство в Москве, в его штате будут работать местные специалисты.