Производители ПО развивают технологические методы борьбы с пиратством
В Macromedia ввели для своих продуктов электронное лицензирование, благодаря чему в компании получили возможность отслеживать и контролировать активацию ПО пользователями

Методы лицензирования программного обеспечения, как подчеркнули участники недавней конференции SoftSummit, должны меняться с учетом экономических и технологических тенденций. Представители компании Macromedia, использующей электронные средства поддержки лицензирования для некоторых своих приложений, и фирмы Macrovision, которая представила в ходе саммита в Сан-Хосе платформу электронного лицензирования FlexNet, отметили важность совершенствования схем лицензирования ПО.

«Универсального решения нет и быть не может, — считает Том Хейл, первый вице-президент по бизнес-стратегии компании Macromedia. — Сейчас в случае крупных заказов очень редко практикуются так называемые стандартные сделки. Практически каждый договор имеет свои особенности».

По словам Хейла, сейчас пользователи определяют, какие именно возможности ПО им необходимы, и в схемах лицензирования это должно учитываться.

В то же время не нужно забывать о том, что производители программного обеспечения хотели бы иметь устойчивые и предсказуемые источники доходов, но сегодня вынуждены решать серьезные проблемы, связанные в первую очередь с пиратством.

В Macromedia ввели для своих продуктов электронное лицензирование, благодаря чему в компании получили возможность отслеживать и контролировать активацию ПО пользователями. При этом коробочные версии продуктов Macromedia, как правило, содержат и Windows-, и Macintosh-варианты ПО, а использование электронного лицензирования позволяет компании предоставлять пользователям лицензию на тот вариант, который им необходим.

Говоря о своей позиции в отношении лицензирования, представители Macromedia подчеркивают различие в терминах «нерегулярное копирование» и «пиратство». В компании пришли к выводу, что около 17% всех запросов на активацию программ было отвергнуто в рамках усилий, предпринимаемых с целью борьбы с пиратством.

По словам Хейла корпоративная ценовая модель (предусматривающая, в частности, продолжительный срок использования программного обеспечения, а также сервисное обслуживание в рамках отдельно заключаемых соглашений) себя изживает, и ее вытесняет предоставление программного обеспечения как услуги. В Macromedia считают, что компаниям, становящимся провайдерами приложений (ASP), уготовано неплохое будущее.

ПО для новых устройств, таких как КПК, по мнению Хейла, также требует новых моделей лицензирования. Например, провайдер телекоммуникационных услуг может лицензировать программное обеспечение от имени пользователей КПК.

Хейл заявил, что не разделяет мнение о том, что индустрия ПО достигла зрелости, оставив далеко позади пик своего инновационного развития. «Почва для новых инноваций существует, в этом нет никаких сомнений», — уверен он.

Компания Macrovision представила в Сан-Хосе платформу FlexNet, которую можно как встраивать в исходные тексты программ, так и делать своего рода оболочкой для них, давая возможность издателям внедрять электронное лицензирование продуктов, а также контролировать и обеспечивать выполнение условий лицензионных соглашений.

Ден Стикел, исполнительный вице-президент и генеральный менеджер Macrovision, отметил, что FlexNet поддерживает ту же модель оплаты, которая принята при распространении программного обеспечения как коммунальной услуги. «Вы платите только за то, чем действительно пользуетесь», — сказал он.