Исследователи считают, что опасения общества по поводу проектов, связанных с нанотехнологиями, должны быть развеяны как можно скорее

Проекты, которые ведутся в европейской индустрии нанотехнологий, должны быть вынесены на обсуждение, иначе противостояние с обществом неизбежно. Эта мысль стала основным лейтмотивом выступлений в рамках дискуссии, посвященной вопросам этики и правового регулирования в области нанотехнологий, в ходе прошедшей недавно в столице Объединенного Королевства европейской сессии Всемирного конгресса по «наноэкономике».

«Наноиндустрия должна решить проблему ?глубокого кризиса доверия общества к научному сообществу?», — заявил Том Вэйкфорд, член ученого совета института PEALS (Politics, Ethics and Life Sciences Research Institute), образованного при Университете Ньюкасла (Великобритания).

«Спросите себя — в какой момент полемика вокруг генетически модифицированных продуктов питания стала более конструктивной? В Великобритании, я считаю, это произошло после того, как правительство осознало, что обществу необходимо более широкое обсуждение данного вопроса. Наноиндустрии необходимо извлечь урок из этой истории и подумать о путях взаимодействия научного сообщества с обычными гражданами. Иначе нанотехнологии ждет тот же тернистый путь, что и пищевую промышленность», — сказал Вэйкфорд.

Пэт Муни, исполнительный директор правозащитной организации ETC Group (ранее называвшейся Rural Advancement Foundation International), отметил, что, по его мнению, назрела необходимость в широком обсуждении проникновения нанотехнологий в нашу жизнь, их влияния на общество, рынок труда и мировую экономику. «Мы потеряли год, а может быть, и два, прежде чем конфликт с продуктами питания был наконец улажен, — заявил Муни. После этой истории люди испытывают большие сомнения, и нужно дать им понять, что в случае с нанотехнологиями все будет по-другому. Пока же мы скатывались все по той же лестнице, к обвинениям, паникерству и паранойе».

С такой точкой зрения согласны и некоторые другие эксперты, считающие, что опасения, подобные высказанным Муни, далеко не беспочвенны. К примеру, Вивьен Ховард из Ливерпульского университета, входящего в состав правительственной токсикологической группы, заявил, что при проведении экспериментов с животными сверхмалые наноструктуры вызывали резкие изменения в легких. «При проведении опытов со структурами разных размеров на крысах мы обнаружили, что чем меньше структура, тем сильнее воспалительная реакция», — сказал Ховард.

Он отметил, что природа материала особой роли не играет, поскольку схожие результаты были получены при экспериментировании с мелкими частицами металла и латекса. «Проблема заключается в размере. Наноструктуры слишком легко ?путешествуют? внутри тела человека и животного», — сказал Ховард.

Наноструктуры могут стать своего рода «генераторами» свободных радикалов. Кроме того, они могут обладать мутагенными свойствами. Поэтому, по мнению Ховарда, нужно очень тщательно все взвесить, прежде чем позволить наноматериалам «стать частью нашей среды обитания».

Дуг Парр, руководитель исследовательских работ британского отделения «Гринпис», отметил, что пока данные о наноструктурах не позволяют сделать однозначный вывод об их позитивном или негативном влиянии. «Это больше вопрос политики — что делать с недостаточно изученной потенциальной опасностью. Но ведь у нас уже есть кое-какой опыт, поскольку в прошлом мы имели дело с подобными вопросами», — отметил Парр. По его словам, «Гринпис» видит в использовании нанотехнологий как определенные плюсы, так и минусы. «Общество волнуют три вопроса, — сказал Парр. Во-первых, верить ли людям, разработавшим эти технологии? Во вторых, будут ли эти люди отвечать за все последствия своих проектов? И в-третьих, имеет ли общество право высказать свое мнение о том, что сделано?»

Однако в открытых консультациях не должны принимать участие случайные люди. «Решения не должны приниматься обычными людьми, которые только читали об этом в книгах», — сказал Герсон Мачадо, генеральный директор компании Cenamps, которая финансируется британским правительством (одной из сфер ее деятельности являются нанотехнологии).

«В нанотехнологиях нет ничего необычного, кроме размеров, — заявил он. — Они обещают открыть потрясающие возможности, ведь те же самые структуры, которые вызывают воспаления, могут использоваться и для борьбы с вирусами. Любая человеческая деятельность имеет свои отрицательные последствия, нужно просто их минимизировать».

Со своей стороны Муни предложил объявить мораторий на лабораторные исследования в области нанотехнологий — до тех пор, пока ученые не разработают общие правила проведения потенциально опасных научно-исследовательских работ. По его мнению, это могло бы стать шагом навстречу обществу, способствующим укреплению доверия к наноиндустрии.