Под таким почти олимпийским девизом прошел юбилейный семинар для разработчиков Borland
Сегодня Девид Интерсимон стал не менее популярным символом компании, чем Фрэнк Борланд

Очередной семинар для разработчиков Borland, состоявшийся 13 ноября, совпал по времени с 20-летием компании. Частый гость московских встреч, вице-президент Borland по взаимодействию с разработчиками (он же по совместительству главный технологический проповедник) Дэвид Интерсимон сказал: «Это то время, когда заканчиваются юношеские метания и компания окончательно обретает собственное лицо».

В настоящее время рыночная позиция Borland ясна, как никогда. Компания позиционирует себя как поставщик средств разработки, на 100% толерантный ко всевозможным течениям в системных архитектурах, не примыкающий ни к каким лагерям и группировкам. К тому же финансовое положение компании весьма устойчиво, что сегодня в ИТ-индустрии встретишь не всегда.

В основу нынешней стратегии Borland положено «управление жизненным циклом приложений» (Application Lifecycle Management, ALM). Еще одно название для данной стратегии, возможно, более точно отражающее смысл задуманного, — «управление процессом разработки в реальном времени» (Real Time Development Management, RTDM). Новую стратегию связывают с необходимостью «стремительного» (agile) подхода к разработке приложений. Метафорой для него стал почти олимпийский девиз: «Быстрота, свобода, гибкость» (Fast, Free, Flexible). Региональный директор Borland Людовик Невью подчеркнул, что период диктата со стороны производителей закончился. Сегодня инициатива в руках пользователей, которые своими требованиями определяют направление развития: «Не ИТ должны править миром. Вы должны править ИТ».

Необходимость перехода к RTDM Интерсимон обосновал наличием двух основных проблем. Одна из них — сложность современного программного обеспечения. В те времена, когда создавались первые продукты Borland, программное окружение было прозрачно, разработчик мог держать в уме практически все — от системных прерываний до функционала задачи. Он вспомнил, что предпочитал тогда работать в одиночку. Однако те времена ушли безвозвратно; компьютерные системы стали сложны настолько, что иметь полное представление обо всех доступных средствах и ресурсах попросту невозможно, нужны адекватные, скрывающие сложность оболочки и вспомогательные инструменты. Вторая проблема состоит в том, что разработки ведутся коллективами, а «сложность» людей во много раз превосходит сложность программ, — значит, нужны средства для коллективной работы. На протяжении почти всех 20 лет своего существования в Borland занимались решением первой проблемы, а сейчас больше внимания уделяют второй.

Иллюстрируя значение этих двух категорий сложности, Интерсимон привел пример, который озаглавил «Мифический водопад жизненного цикла» (под «водопадом» понимается линейная последовательность этапов жизненного цикла разработки: определение требований, проектирование, средства разработки, тестирование и внедрение). Дэвид попросил поднять руки тех участников семинара, в чьих проектах не переопределялись исходные требования; ни один из нескольких сотен присутствовавших не смог этого сделать.

Требуется такой инструментарий, который поддерживал бы функции всего коллектива, участвующего в процессе создания программного обеспечения. Кроме того, необходимо охватить процесс их взаимодействия множественными обратными связями, обеспечивающими локальную коррекцию ошибок, чтобы однажды сделанная ошибка не спускалась по водопаду от самого верха донизу. И, наконец, требуется, чтобы исполнители, занятые на разных производственных участках, могли работать параллельно, не дожидаясь окончания предыдущего этапа. На протяжении последних нескольких лет Borland смогла, разрабатывая самостоятельно или скупая поставляющие недостающие компоненты компании, накопить необходимый арсенал средств, которые обеспечивают взаимосвязанную автоматизацию компонентов, составляющих жизненный цикл разработки. Теперь из пяти фрагментов своеобразной мозаики сложилось кольцо, в центре которого находится шестой фрагмент — управление.

Определение требований

Система управления требованиями CaliberRM позволяет отслеживать происходящие изменения; она включает средства оповещения всех участников процесса о происходящих изменениях. В ней даже предусмотрена возможность анализа рисков, связанных с изменениями. «Информационная панель» (dashboard) позволяет оценить статистику процесса внесения изменений. CaliberRM может осуществлять анализ причин, вызвавших те или иные дефекты.

Проектирование

Средства моделирования, проектирования и анализа Together дают возможность посмотреть в процессе проектирования с разных точек зрения на коды, которые рождаются в ходе разработки. Исходными текстами можно манипулировать, используя CASE-представления или диаграммы моделирования, можно моделировать внесение изменений. Просматривая и анализируя исходные тексты, можно выявить членов коллектива разработчиков, которые нарушают стандарты или требования, или найти те фрагменты, которые выходят за рамки установленных ограничений по сложности.

Средства разработки

Это основной конек компании на протяжении всей ее истории. Сегодня средства разработки представлены большой группой продуктов. В их числе: новое поколение Delphi (Delphi 8 for Microsoft .NET Framework); классический инструментарий быстрой разработки приложений для Win32; инструментарий разработки Java-приложений (Delphi 7 Studio); комплекс средств создания Java-систем (Borland Enterprise Studio 7 for Java); интегрированная среда для C++ (C++BuilderX); инструментарий быстрой разработки приложений на C++ (C++Builder 6 Studio). Комментируя этот пункт производственной программы компании, Интерсимон подчеркнул предпочтения текущего момента, заявив, что в своих продуктах Borland будет отслеживать все новации, которые предлагает Microsoft: «Мы, как никогда раньше, плотно взаимодействуем с Microsoft, обмениваемся опытом, и наши специалисты работают совместно».

Тестирование

Продукты семейства Optimizeit предназначены для профилирования и отладки сложных многопотоковых приложений, в том числе: комплекс средств оптимизации Java-систем Optimizeit Enterprise Suite; инструмент мониторинга и оптимизации J2EE Optimizeit ServerTrace; DataCenter, профайлер Optimizeit Profiler for the Microsoft .Net Framework. Они позволяют определить значение каждого компонента для производительности системы в целом и оптимизировать эту производительность.

Внедрение

Для этой цели предусмотрены Borland Enterprise Server AppServer Edition — собственный сервер приложений, который поддерживает J2EE, CORBA и Web-сервисы, сервер J2EE-приложений для малого бизнеса Borland Enterprise Server Team Edition, реализация CORBA Borland Enterprise Server VisiBroker Edition, а также и интегрированная платформа развертывания Web-приложений Borland Enterprise Server Web Edition.

Отдельная задача — объединение Microsoft .Net и J2EE. Это можно сделать средствами Web-сервисов — устройствами, которые называют мостами, однако это долго и непроизводительно. Borland предлагает свое решение, Janeva, которое позволяет вести разработку в рамках .Net, используя для этого соответствующие языки и типы данных. Если же вы приверженец CORBA или J2EE, можете оставаться верными им: Janeva обеспечивает интеграцию на основе протокола Internet Inter-ORB Protocol, который производительнее стандартного для Web-сервисов SOAP.

В центре диаграммы

В центре находится система конфигурационного управления и контроля изменений StarTeam, которая обеспечивает управление всем комплексом. Инструментарий StarTeam хорошо справляется с функциями контроля за исходным текстом, но его функции шире — они охватывают управление проектом практически целиком.

Будущее компании Интерсимон видит в развитии таких архитектур, как SOA (Service Oriented Architecture — «сервис-ориентированная архитектура») и MDA (Model Driven Architec?ture — «архитектура, строящаяся на основе модели»), а также языка моделирования UML 2.0. Компания участвует во множестве комитетов и объединений, координирующих развитие этих технологий. Интерсимон гарантировал, что не будут забыты и те, кто на протяжении многих лет работали на Delphi. Им будет предложен путь миграции на более современные средства. И еще: в будущем Borland намерена сохранить выработанный за два десятилетия корпоративный характер, который может быть у не слишком большой компании. Прежде всего, это персонализация отношений внутри и вне компании, сохранение личностного начала.


История в именах

Первое достоверное изображение Фрэнка Борланда было на программном продукте Sidekick. А вот так он выглядел на JBuilder 2

Компания Borland стала всемирно известной благодаря языку программирования Turbo Pascal, который постепенно эволюционировал в Delphi. Начало компании было положено в 1983 году, когда французский учитель математики Филипп Кан встретил датского программиста Андерса Гейлсберга, который к тому времени создал собственную версию компилятора с Паскаля. Версия эта называлась Compass Pascal, позже ее переименовали в Poly Pascal. Итогом этой встречи и стала компания Borland, и ее первый программный продукт получил коммерческое название Turbo Pascal. Поначалу компания была настолько микроскопической, что занимала несколько пустующих комнат в помещении автосервиса. Сейчас в ней работают более 1600 человек, и хоть она относительно невелика, пользователей ее продуктов можно найти практически в любой обитаемой точке земного шара.

Слово Borland знают все, но откуда оно взялось? Интерсимон пересказал автору статьи историю, рассказанную ему самим Каном. Компания названа в честь Фрэнка Борланда, персонажа, который представляет собой нечто среднее между Козьмой Прутковым и снежным человеком: он столь же хитроумен, как первый, и неуловим, как второй. Достоверно известно, что, как и Несси, он успешно скрывается от прессы, но, несмотря на уединенный образ существования, является автором замечательных алгоритмов. Этот самый Борланд прячется где-то в поросших секвойями горах Санта-Круз. А поскольку это Калифорния, у него, конечно же, есть мобильный компьютер. Первое достоверное изображение Фрэнка удалось достать и поместить на обложке программного продукта Borland Sidekick в 1984 году, последнее же можно найти в JBuilder 2, версия 1998 года.

Помимо Turbo Pascal компания выпускала и другие продукты. В эпоху, предшествовавшую появлению Windows, были популярны вспомогательные программы, включавшие в себя набор из органайзера, записной книжки и калькулятора. Программа Sidekick была одной из них; Borland выпустила ее в 1984 году. Потом началась полоса покупок популярных в то время компаний, хорошо известных тем, кто были пользователями первых ПК. В 1987 году была приобретена Ansa-Software и ее СУБД Paradox. В 1991 году Borland купила Ashton-Tate с очень популярной СУБД dBase. В 1989-м была выпущена популярная электронная таблица Quattro Pro. С приставкой Turbo производилось несколько продуктов — Turbo Pascal, Turbo Basic, Turbo C, Turbo Prolog для IBM PC, а также Turbo Pas?cal для Macintosh и некоторые другие. Они были весьма популярны во всем мире, в том числе и в СССР.

Borland вполне успешно конкурировала с Microsoft на площадке средств разработки, правда, недолго. Реализация C++ была признана лучшей, чем у Microsoft. База данных Paradox в комплекте с языком программирования ObjectPAL превосходила соответствующие продукты Microsoft. Однако, когда в 1992 году Microsoft выпустила далеко не лучшие, но более дешевые Access и FoxPro, положение Borland пошатнулось. К середине 90-х годов Borland утратила лидерство на рынке средств разработки. В 1994 году Кан ушел из компании. В 1995 году Гейлсбергу удалось выпустить инструментарий быстрой разработки Delphi 1. В 1996 году и он ушел из Borland в Microsoft, где стал одним из основных разработчиков J++ и Windows Foundation Classes. Сейчас он работает над языком C#.

История названия Delphi тоже весьма любопытна. Его придумали в 1993 году для обозначения проекта и бета-версии системы. В названиях проектов молодые разработчики Borland позволяли себе поерничать. Скажем, Quattro Pro 4.0 на этапе разработки они именовали Budda в противовес Lotus («поза лотоса»). Создавая среду быстрой разработки, предназначавшуюся для обращения программистов в некую «новую веру», было естественно поозорничать с Oracle. Известно, что оракул жил в Дельфах, говорили: «Если хочешь спросить оракула, иди в Дельфы». Кодовое имя проекта приобрело популярность раньше, чем появился сам продукт. В Windows Tech Journal за несколько месяцев до его выпуска появилась статья Delphi Buzz, автор которой писал: «Я не могу вам сказать, что это, но это нечто такое, что изменит вашу жизнь». В качестве коммерческого названия обсуждалось AppBuilder, но оно «не возбуждало воображение», поэтому решили оставить Delphi.

В 1998 году уже название самой компании изменили на Inprise, образованное сокращением от Integrate the Enterprise. Все усилия были сконцентрированы на развитии Delphi и средств разработки Java-приложений, прежде всего JBuilder. Параллельно шел процесс избавления от средств управления базами данных; были проданы dBase и Paradox, а с 2000 года СУБД InterBase 6.0 перешла в разряд продуктов с открытым кодом. В 2001 году Borland реанимировали под именем Borland Software и под руководством Дэйла Фуллера.