Первого января 1984 года, проснувшись, американские обыватели не почувствовали разницы в том, как работают их телефоны. Они работали так же, как и днем раньше, несмотря на то, что компания AT&T, создавшая национальную сеть местной телефонной связи, изменилась очень сильно. В один день могущественный гигант с активами на сумму 149,5 млрд. долл. уменьшился в несколько раз. Общая сумма активов AT&T сократилась до 34 млрд. долл., а из миллиона с лишним сотрудников осталось 373 тысячи

Вспоминая о том, что случилось в первый день 1984 года, нельзя забывать и о том, что произошло двумя годами ранее — восьмого января 1982 года. В этот день в Вашингтоне было ясно и холодно. Почему-то это осталось в памяти. Как и то, что восьмого января 1982 года Чарли Браун и Билл Бакстер организовали пресс-конференцию, посвященную завершению судебного разбирательства по делу о нарушении компанией AT&T антимонопольного законодательства. Его результатом стало решение о разделе корпорации, и это положило конец господству легендарной Ma Bell в телекоммуникационной отрасли. Замечу, что та пятница вообще выдалась довольно напряженной. Буквально через несколько часов представители правительственных органов США объявили о прекращении затянувшегося антимонопольного процесса в отношении IBM.

На пресс-конференции Браун, занимавший пост председателя совета директоров AT&T, объявил, что после определения, вынесенного федеральным окружным судьей Гарольдом Грином, его компании понадобятся свежие силы. Понадобятся для того чтобы вступить в борьбу за симпатии клиентов с набирающей силу компанией MCI Communications и войти на рынки информационной эпохи, сбросив со своих плеч тяжкий груз последствий судебного решения.

Бакстер, возглавлявший в администрации Рейгана антимонопольный комитет, стремился к снятию государственного регулирования в сфере телекоммуникаций. Он полагал, что усиление конкуренции на рынке междугородной и международной телефонной связи возможно только при отделении его от монополистов, действующих в сфере местной связи.

В результате обе стороны пришли к компромиссному соглашению, и гигантское антимонопольное дело в отношении AT&T было прекращено, с условием, что подразделения, предоставляюшие услуги местной телефонной связи, будут выделены из состава корпорации в независимые компании. Таким образом, у AT&T остались лишь инфраструктура междугородной и международной связи и производственное подразделение Western Electric. Кроме того, в соответствии с принятым соглашением, AT&T была открыта дорога в компьютерный бизнес.

Что же послужило причиной разрушения крупнейшей, по всеобщему признанию, телекоммуникационной империи на планете? Говоря о причинах, почему так произошло, я бы выделил три основных фактора.

  • Высокомерная позиция AT&T. Против корпорации в результате ее действий было настроено немало людей, принимавших политические решения. На протяжении многих лет целая армия лоббистов и несговорчивых стратегов в самой AT&T занималась тем, что подавляла потенциальных конкурентов. Одной из основных их задач было создавать препятствия на пути тех, кто пытался использовать оборудование других производителей (не AT&T), в частности, факс-аппараты и автоответчики в телефонной сети Bell System.

  • Медленно, но верно нарастающая конкуренция. Федеральная комиссия по связи (FCC) была заинтересована в том, чтобы стимулировать конкуренцию с AT&T.

    Начало этой политике положило принятое в 1968 году решение по делу Carterfone, которое позволило другим компаниям подключать телефоны, коммутаторы и прочее оборудование к сети Bell. Годом позже FCC выдала вновь образованной компании MCI разрешение на предоставление крупным клиентам услуг частных линий связи между Чикаго и Сент-Луисом.

    Впоследствии, еще не вполне осознавая, к чему это приведет, в FCC одобрили проект MCI Execunet, который по сути положил начало первой альтернативной службе междугородной связи, доступной американским бизнес-пользователям.

  • Роль личности. Эту личность звали Билл Макгоуэн. Стремясь сохранить на плаву свою крошечную компанию, глава MCI отважно ринулся в бой и инициировал соответствующие процессы в правительстве. Ему удалось сформировать лобби в конгрессе, выдвинуть против AT&T обвинение в нарушении антимонопольного законодательства, заручиться поддержкой правительства и добиться одобрения FCC «экспериментальной» междугородной службы, которая составила конкуренцию AT&T.

    Разделение AT&T, состоявшееся 1 января 1984 года, породило семь региональных Baby Bells и способствовало усилению конкуренции между компаниями AT&T, MCI и Sprint на рынке удаленной связи. Они тратили миллионы долларов на то, чтобы переманить клиентов на свою сторону.

    Однако разрушение империи повлекло за собой и ряд побочных эффектов. К примеру, в то время считалось, что AT&T способна составить серьезную конкуренцию IBM на объединенном рынке компьютерных и телекоммуникационных решений.

    Корпорация AT&T выпустила ряд мини-компьютеров и ПК, работавших под управлением Unix, и даже поглотила компанию NCR.

    Но в конечном итоге AT&T из компьютерной отрасли все же вытеснили.

    Год 1984-й стал лишь первым этапом распада AT&T.

    В середине 90-х корпорация лишилась своих драгоценных жемчужин — Western Electric и Bell Labs, которые вошли в состав компании Lucent Technologies. (Лицензия на использование торговой марки Western Electric затем была передана Lucent независимой от нее компании Westrex, одно время именовавшейся Western Electric Export Corporation. — Прим. ред.)

    Следующей серьезной потерей стала NCR. В 2001 году началась очередная реорганизация, в результате которой AT&T вынуждена была выделить из своего состава подразделение беспроводных технологий, а крупнейшая сеть кабельного телевидения отошла корпорации Comcast.

    По иронии судьбы компании Baby Bells, которые все считали изначально мертворожденными и неприбыльными предприятиями, оказались вполне жизнеспособными и сегодня просят разрешить им выход на рынок междугородной и международной связи. В результате многочисленных объединений образовались четыре конгломерата со странными именами типа Verizon и Qwest.

    Между тем MCI — компанию, сумевшую разрушить империю Ma Bell, поглотила фирма WorldCom.

    Та самая, которая теперь пытается встать на ноги после банкротства, вызванного, как считают многие специалисты, не столько финансовыми махинациями ее бывшего руководства, сколько общим спадом в телекоммуникационной отрасли.