Два месяца назад была создана компания «Парус-Бизнес-Архитектор», специализирующаяся на информационно-управленческом консалтинге и автоматизации крупных предприятий (включая построение интегрированных ИТ-систем). Новая компания будет продвигать решения не только самого «Паруса», но и корпорации SAP, с которой она недавно подписала соответствующий протокол о намерениях
Александр Карпачев: «Мы стремились расширить нынешние рамки деятельности корпорации ?Парус?. На рынке за пределами СНГ мы себя пока не видим. Внутри же страны есть незанятые ниши, за которые корпорация в состоянии побороться» |
О перспективах нового бизнес-проекта рассказывает президент корпорации «Парус» Александр Карпачев. С ним беседует Михаил Зырянов, заместитель главного редактора журнала «Директор информационной службы».
Как, на ваш взгляд, следует оценивать данное событие?
Создание новой компании я рассматриваю не столько как руководитель корпорации «Парус», сколько как инвестор. «Парус-Бизнес-Архитектор» (ПБА) не подчиняется корпорации напрямую. Компания является самостоятельным юридическим лицом. Ее бизнес почти не пересекается с сегодняшней деятельностью «Паруса», так как она ориентирована на работу с крупными российскими компаниями.
Причины, побудившие нас инвестировать средства в сегмент, на котором сегодня наиболее востребованы западные программные продукты, — это наличие опыта реализации проектов в нефтяной сфере и энергетической отрасли, успешные внедрения в дочерних структурах крупных холдингов, знание потребностей клиентов и, как нам кажется, существующий спрос на квалифицированные ИТ-услуги.
Именно в сегменте крупных предприятий с каждым днем возрастает потребность в использовании инновационных технологий для управления взаимоотношениями с клиентами, знаниями; бизнес-анализа информации; электронной торговли.
Однако практика внедрения ИТ сегодня больше концентрируется на оперативном контуре, в частности бухгалтерском и складском учете. На базе только таких данных трудно принять стратегически верное управленческое решение. В результате потребность в новых технологиях управления пока, как нам видится, недостаточно удовлетворена с консалтинговой и проектной точек зрения. При этом «Парус» стремится продвигать свои инновационные решения на рынок и имеет опыт их внедрения. В крупных компаниях этот опыт может быть лучше реализован через технологии SAP.
Кроме того, сегодня для многих больших предприятий создание собственной ИТ-стратегии предполагает использование и объединение программных продуктов нескольких поставщиков, разного масштаба и ценовой категории. Для разработки и реализации ИТ-стратегии, как правило, привлекаются внешние консультанты. По-моему мнению, монопродуктовая модель развития крупных холдингов невозможна.
Наш опыт работы в различных компаниях показывает, что часто в рамках одной стратегии находят место решения и SAP, и «Паруса», и ряда других поставщиков. Уверен, в качестве консультанта ПБА сможет предложить заказчику интегрированные, разноплатформенные решения, которые при эффективном использовании финансовых ресурсов клиента обеспечат ему необходимый уровень функциональности, качества и сервиса.
Стоит отметить, что со временем большая часть крупных и средних предприятий может войти в состав финансово-промышленных групп и единых вертикально интегрированных холдингов.
Поэтому очень важно уже сейчас зарекомендовать себя в качестве специалистов, способных напрямую работать с собственниками и топ-менеджерами крупных компаний и быть готовыми предоставить необходимые им услуги.
Уверен, что появление новой компании в ближайшем будущем не окажет существенного влияния на бизнес корпорации «Парус».
Аналогичным образом наша дочерняя компания eTrade Community в течение первых двух лет ее работы никак не пересекалась с деятельностью «Паруса». Однако когда на рынке возникла благоприятная ситуация, разработки eTrade Community были использованы корпорацией, чтобы выйти на рынок систем электронной торговли для государственных нужд.
И все-таки, кто выступает в роли инвестора этого проекта? К кому возвратятся инвестиции?
Инвестиции вернутся к собственникам корпорации «Парус». Часть акций новой компании отданы ее руководителям, в том числе и в виде опционов.
Какой, по вашим прогнозам, окажется доля доходов корпорации от бизнеса ПБА через несколько лет?
Мне трудно говорить о доле доходов, поскольку корпорация «Парус» из года в год устойчиво развивается на традиционных секторах рынка — государственном, корпоративном, малого бизнеса.
Мы ожидаем, что в течение года новая компания должна выйти на самоокупаемость. Планы по доходам от второго года существования ПБА — около 2 млн. долл.
В течение последующих двух-трех лет мы надеемся на увеличение доходов до 5-6 млн. долл. в год.
Таков наш пятилетний план развития.
Почему в качестве партнера ПБА была выбрана именно SAP, а не, скажем, Oracle с ее пакетом E-Business Suite?
Руководство «Паруса» и ПБА анализировали такую возможность. И у того, и у другого поставщика есть привлекательные стороны.
Например, ценовая политика мне нравится у Oracle, маркетинговая — у SAP.
Кроме того, в стране число специалистов по решениям SAP гораздо больше, чем по бизнес-приложениям Oracle.
Мы также учитывали накопленный опыт и наше позиционирование на отраслевых рынках. Решения SAP вызывают больший интерес у наших клиентов, в том числе и потенциальных. Мы принимали рыночное решение.
Представители крупных структур жалуются на то, что в стране отсутствует опыт развертывания крупных корпоративных систем в больших холдингах. Как вы предполагаете решать эту проблему?
Безусловно, проблема есть: в России не так много крупных холдингов, которые прошли этот путь. И дело тут не только в опыте ИТ-компаний, но и в готовности руководства холдингов внедрять у себя системы такого масштаба.
Автоматизировать бизнес без участия руководителей предприятия невозможно.
Успешный опыт внедрения информационных систем имеется в таких крупных компаниях, как «Сургутнефтегаз», ТНК.
Ключевыми факторами успеха проекта здесь были мотивация сотрудников и менеджеров, их компетенция и широкие полномочия проектной команды. Последний фактор особенно важен: проекты внедрения в масштабах холдинга успешны в том случае, когда статус руководителя проекта очень высок.
К тому же именно топ-менеджеры в наибольшей степени ощущают эффективность результатов проекта и выигрывают от внедрения системы.
Все остальные сотрудники оказываются в чем-то ущемленными: развертывание ERP-системы жестко регламентирует их работу.
Костяк ПБА составляют специалисты, имеющие опыт работы с крупными холдинговыми структурами.
Но для успешного внедрения системы и достижения необходимых результатов на предприятии их опыта недостаточно — необходима совместная работа ИТ-специалистов с руководителями и сотрудниками заказчика.
Рассматривало ли руководство «Паруса» возможность внедрения решений SAP внутри своей корпорации?
Нет. Во-первых, для этого мы не настолько большая компания. Во-вторых, у нас успешно применяются собственные продукты. Зачастую мы становимся их первыми пользователями, «обкатываем» их на себе.
Можно ли рассматривать бизнес-проект ПБА как еще одно свидетельство глобализации мировой экономики?
Да. Мы стремились расширить нынешние рамки деятельности корпорации «Парус».
На рынке за пределами СНГ мы себя пока не видим. Внутри же страны есть незанятые ниши, за которые корпорация в состоянии побороться.
Можно было разработать дополнительный функционал программных продуктов (но известно, что большинство предприятий использует в среднем 50-60% всех возможностей информационной системы). Мы же предприняли попытку выйти на новые сегменты рынка с зарубежным продуктом. В этом и проявляется фактор глобализации.
Мне трудно судить, какова будет структура капитала в России через десять лет.
Если большая часть предприятий окажется в собственности западных компаний и инвесторов, то перед разработчиками остро встанет вопрос о том, какие программные продукты предложить новым владельцам.
Конечно, я не сторонник такого сценария развития экономики, но, в принципе, он возможен, и мы должны быть к нему готовы.