Краткая история компьютеров демонстрирует удивительные примеры преемственности
Сейчас в это трудно поверить, но конструкторы первых британских ЭВМ рассматривали электронно-лучевые трубки как... запоминающие устройства. В зависимости от заряда ячейки памяти свечение фосфора было ярким (1) или тусклым (0) |
Компьютер Ferranti Mark 1, официально запущенный в эксплуатацию в конце февраля 1951 года, примечателен целым рядом обстоятельств, как технических, так и человеческих. Его техническая уникальность в том, что ему принадлежит центральное место в семействе так называемых «манчестерских компьютеров», которые строились в период с 1948-го по 1987 год. Поныне эти компьютеры остаются гордостью британцев. Хронологически Ferranti Mark 1 предшествовали экспериментальные конструкции SSEM, или Baby (1948), и Manchester Mark 1 (1949), сконструированные в Манчестерском университете. На Manchester Mark 1 впервые появилась внешняя память на магнитных барабанах, а его непосредственными преемниками стали Manchester Transistor Computer (1953), в котором лампы были заменены транзисторами, и компьютер Meg, серийно выпускавшийся компанией Ferranti под именем Mercury. Позже, в 1962 году, был создан Atlas, самый быстродействующий ком?пьютер начала 60-х, в нем впервые была реализована идея виртуализации оперативной памяти. Последние два из манчестерских компьютеров — MU5 и MU6 — послужили прототипами для серийно выпускавшихся мэйнфреймов ICL.
Так получилось, что Ferranti Mark 1 и UNIVAC Мочли и Эккерта появились в один и тот же год, их роднит то, что они олицетворяют собой переход от первых опытных экземпляров к серийной продукции, они стали последними в первом десятилетии компьютерной истории (а может быть, первыми во втором). Но UNIVAC задумывался для решения прикладных задач, а Ferranti Mark 1 был ориентирован на научные приложения. Различие в предназначении и будущей судьбе двух исторических компьютеров легко объяснимо. Создатели UNIVAC были людьми дела, поэтому, приобретя самостоятельность, они пошли по пути, в последующем многократно повторенному: сначала создали собственную фирму, потом выгодно продали ее более крупной компании со всеми вытекающими обстоятельствами. Создателями же Mark 1 были ученые; среди них ключевые фигуры — Макс Ньюман и Алан Тьюринг, которые пользовались государственной поддержкой. Возможно, именно тогда сложилась сохраняющаяся поныне традиция участия английского правительства в вопросах, связанных с ИТ. Во время войны оба ученых входили в состав группы математиков, обеспечивавших криптоаналитическую деятельность в Блечли-Парке, где англичане успешно раскрывали секретные немецкие радиограммы, зашифрованные машиной Enigma. Ньюман и Тьюринг также участвовали вместе с Томми Фоулерсом в разработке таинственного компьютера Colossus, который позволил расшифровывать сообщения немецкой шифровальной машины Lorenz.
Инициатором создания компьютеров в Манчестерском университете был Ньюман после того, как к нему через Джона фон Неймана попала информация о работе над первыми компьютерами. Сначала Ньюман командировал своего сотрудника на обучение в школу Мура в университет штата Пенсильвания, где создавались ENIAC и EDVAC, а потом он приезжал туда и сам. Ньюман избрал в качестве прототипа компьютер IAS, проектируемый под руководством Джона фон Неймана в Institute of Advanced Studies. Другим, может быть, еще более важным для истории шагом Ньюмана оказалось то, что для работы над первыми английскими компьютерами он пригласил Тьюринга. За те несколько лет, которые ему оставались до безвременной кончины, Тьюринг успел написать свой главный труд Computing Machinery and Intelligence, в котором он предвосхитил основные положения того, что в последующем стали называть «искусственным интеллектом». Что касается Mark 1, то Тьюринг сыграл решающую роль в создании программного или, как говорили тогда, математического обеспечения, он был соавтором одного из первых руководств по программированию.
Manchester Mark 1 оказался настолько удачен, что британское правительство в 1949 году заказало серию подобных машин компании Ferranti. Коммерческая версия Ferranti Mark 1 имела ту же архитектуру, что и Manchester Mark 1, однако отличалась конструктивно и имела несколько большее быстродействие.
На Ferranti Mark 1 была реализована одна из первых в мире систем программирования, где цифровые адреса переменных и кодов заменили символьными обозначениями. Ее автор Тони Брукер не пошел по ставшему позже традиционным пути создания символических ассемблеров, а создал язык более высокого уровня — Autocode, который можно считать предшественником популярного языка Фортран.