Несмотря на повсеместное распространение графики матричные устройства продолжают жить, хотя и в другом качестве. Современные матричные принтеры способны печатать до 2 тыс. строк в минуту, до 500 тыс. страниц в месяц, по цене менее 20% от самого экономичного лазерного устройства, что делает их незаменимыми в случаях, когда скорость и стоимость важнее качества
Слушая современные стереосистемы, я часто с тоской вспоминаю свою старую ламповую «Эстонию» с колонками размером в полхолодильника и весом не менее двадцати килограмм каждая. Вот это был звук! И вот в февральском номере журнала MIT Technology Review опубликован список из десяти технологий, которые остаются «в строю», хотя, казалось бы, им найдена более эффективная замена. Среди этих технологий ламповые усилители. Эти технологии занимают свой вполне устойчивый, но более узкий по сравнению с первоначальным сегмент рынка. В этом сегменте по эксплуатационным показателям они существенно превосходят более новых и, вроде бы, куда более привлекательных конкурентов. Из числа компьютерных технологий долгожителями названы три; несмотря на их возраст, можно быть уверенным в том, что им еще много лет до отставки.
Fortran. В этом году исполнится пятьдесят лет Фортрану (от английского словосочетания formula translator). Это первый язык программирования высокого уровня, правда, с одной небольшой оговоркой — для машин, построенных по классической схеме фон Неймана. В 1954 году Джон Бэкус предложил Фортран для нового компьютера IBM 704; через пару лет начались его коммерческие поставки. До этого программирование велось либо непосредственно в машинных кодах, либо на символических ассемблерах. Собственно, эту деятельность и называли не программированием, а кодированием; только с появлением Фортрана возникла профессия «программист». Компилятор FORTRAN I состоял из 25 тыс. строк кода и поставлялся с каждой машиной IBM 704, которая стала первым компьютером массового производства. В 1958 году появились FORTRAN II и его не получившая признания версия FORTRAN III, в 1961-м — «очищенный» вариант FORTRAN IV, а в 1966-м — стандарт FORTRAN 66, который стал первым международным стандартом языка высокого уровня. Путь к современным стандартам FORTRAN 77 и FORTRAN 90 был достаточно болезненным, но все же они были приняты и действуют поныне. Дальнейшее развитие язык получил в стандартах XL FORTRAN и FORTRAN 95.
Мэйнфреймы. Персональные компьютеры и Unix-серверы не смогли вытеснить эти сверхдорогие системы. В 2001 году у корпорации IBM даже обозначился рост продаж в этом сегменте, впервые после 1989 года. Нынешние мэйнфреймы — прямые наследники самого первого мэйнфейма UNIVAC I. За ним последовали компьютеры, предназначенные для актуальных в то время физических расчетов, связанных с ядерным и термоядерным оружием; это были MANIAC (mathematical analyzer, numerical integrator and computer) и MANIAC II, а также построенный в IBM компьютер STRETCH. Но подлинную революцию IBM совершила, выпустив свою 700-ю серию. В ее в состав вошли специализированные компьютеры, предназначенные, как для научных, так и для коммерческих приложений. В 1959 году стартовал один из наиболее успешных проектов корпорации — IBM 1401. За огромный «тираж» (всего за 12 лет было выпущено более 10 тыс. экземпляров) эти компьютеры сравнивали с легендарным «Фордом-Т». Золотой век мэйнфремов — двадцатилетний период с начала 60-х годов, когда на компьютерной рынок одна за другой вышло множество компаний. Наиболее яркими звездами стали Burroughs, DEC, General Electric, Computer Data Corp., ICL, Bull и Siemens. Несколько позже к ним присоединились Ahmdal, Comparex, Unisys. После выпуска семейства S/370 однозначным лидером в этом сегменте стала IBM. Сегодня рынок мэйнфремов в основном образуют компании IBM, Unisys, Fujitsu Siemens Computers, Hitachi и NEC.
Матричные принтеры. Еще недавно эти простые устройства с печатающей головкой, состоящей из одного-двух десятков иголок и нескольких соленоидов, можно было встретить в любом офисе. Известно, что первые принтеры такого рода выпустила корпорация IBM в 1957 году. Первый компактный принтер с параллельным интерфейсом предложила компания Centronics; она уже давно исчезла, но память о ней сохранилась в названии интерфейса. С конца 70-х годов подобные принтеры стали в основном японским бизнесом. До тех пор, пока доминировали текстовые документы, никакие более совершенные принтеры не могли соперничать с матричными из-за характерной для них чрезвычайно низкой себестоимости печати. По сей день лазерные и струйные принтеры не превзошли своих матричных предшественников по этому показателю.
Назовем и прочие технологии, которые, по мнению журналистов MIT Technology Review, не намерены «уходить на покой».
Часы со стрелками. Безумная функциональность и скромная цена не делают цифровые часы привлекательными ни для кого, кроме подростков.
Пишущие машинки. В США их за год продается чуть менее полумиллиона, причем устойчивым спросом пользуются традиционные механические машинки, которые не только надежны в эксплуатации, но и превосходят все виды принтеров в таком виде деятельности, как заполнение форм и надпечатка конвертов. А еще это ностальгия: пользование машинкой можно уподобить письму перьевой ручкой. Сегодня так могут работать только обеспеченные люди, способные заплатить за неизбежный впоследствии перевод текста в электронный вид.
Эфирное радиовещание. Конец радио предвещали еще полвека назад, когда появилось телевидение. Но радио видоизменилось и вовсе не намерено уступать своих позиций. Сегодня радио становится преимущественно местным и автомобильным.
Пэйджеры. С появлением сотовых телефонов этот вид связи был приговорен к тому, чтобы сойти со сцены. Однако обнаружились ниши, в которых применение пэйджеров дает весомое преимущество. Так, с их помощью осуществляется связь в полиции, в экстренной медицинской помощи и в других службах, где абонент не всегда может оперативно ответить. Пользование двухсторонним пэйджером намного удобнее SMS.
|
Никакие измеренные показатели не могут убедить меломанов экстракласса в том, что усилители на транзисторах могут сравниться по звучанию с ламповыми устройствами
|
Катушечные магнитофоны. Казалось, что появившиеся в 60-е годы кассеты должны вытеснить бобины с магнитными лентами, но этого не произошло. Напротив, сейчас, когда на смену аудиокассетам пришли компакт-диски, ленты разных форматов продолжают жить. Их рынок стабилен, он поддерживается стремлением переводить архивы в цифровую форму, а для этого требуются современные магнитофоны.
Факсимильные аппараты. Несмотря на наличие электронной почты и дешевизну сканеров, только в США рынок факсов составляет 2 млн. штук. Эти простейшие устройства остаются обязательным атрибутом в таких сферах, как торговля и юридические услуги.
Вакуумные лампы. Транзисторные усилители так и не смогли завоевать сердца меломанов экстракласса. Никакие измеренные показатели не могут убедить тех в том, что усилители на транзисторах могут сравниться по звучанию с ламповыми устройствами.