Вице-президент японской компании уверен, что рынок жестких дисков для бытовой электроники будет расти очень быстро
Билл Хили: «Два года назад мы и представить не могли, что в портативном MP3-плейере может находиться жесткий диск. А в декабре прошлого года Apple объявила о том, что объем поставок плейеров iPod со встроенным жестким диском превысил 700 тыс. штук»

В Hitachi считают будущее своего бизнеса по производству жестких дисков (большая часть которого, как следует заметить, была приобретена более года назад у корпорации IBM) вполне безоблачным. Такой оптимистический прогноз, по словам представителей компании, связан с растущим спросом на малогабаритные накопители большой вместимости, широко применяемые в устройствах потребительской электроники.

Однако в японской корпорации все же сомневаются в необходимости стремиться к скорейшей миниатюризации жестких дисков. Выпуск стационарных винчестеров с формфактором менее 1 дюйма в Hitachi считают нецелесообразным. (Напомним, что в результате сделки с IBM к Hitachi отошло и производство сменных накопителей Microdrive. — Прим. ред.) При этом представители компании заявляют, что, стремясь проникнуть в каждый дом, Hitachi не будет забывать и о корпоративных пользователях.

«Миниатюризация дисковых накопителей ускоряет прогресс на потребительском рынке, — заявил Билл Хили, старший вице-президент компании Hitachi Global Storage Technologies. — В некоторых продуктах (пока их немного), например в персональных видеорекордерах, музыкальных плейерах и цифровых фотокамерах, уже используются жесткие диски. В дальнейшем количество таких продуктов будет продолжать увеличиваться, поэтому нет никаких сомнений в том, что характеристики винчестеров для устройств бытовой электроники будут улучшаться, а спрос на них — расти».

Выступая недавно на заводе Hitachi по производству жестких дисков, находящемся в западной части Токио, Хили предположил, что лет через пять каждого пользователя в офисе будет окружать по 2-3 устройства, одним из компонентов которых является винчестер, а дома — по 15-20 таких устройств.

Что это будут за устройства? Хили рисует такую картину: «Каждый член вашей семьи получит в свое распоряжение собственный ноутбук, подключенный к домашней беспроводной сети. У вас будет выделенный домашний сервер для хранения видеофильмов, записей HDTV, музыки, изображений и данных. Каждый телевизор будет дополнен своим рекордером. Прибавьте к этому карманные ПК, цифровые фото- и видеокамеры с жесткими дисками. В гараже у вас будет стоять автомобиль, в котором винчестер является одним из компонентов электронной системы управления. И даже сотовые телефоны в течение ближайших пяти лет, возможно, начнут оснащать встроенными миниатюрными жесткими дисками».

Хили уверен, что в ближайшие годы рынок жестких дисков существенно вырастет и главной движущей силой этого процесса станет сотрудничество производителей винчестеров с компаниями, выпускающими устройства бытовой электроники. В 2002 году, по данным Hitachi, винчестеры для бытовой электроники занимали не более 5% общего объема рынка жестких дисков. В прошлом году их доля увеличилась до 10%, а в нынешнем, вероятно, подрастет еще на 5%. Хили считает, что к 2007 году около половины всего объема рынка жестких дисков будут составлять накопители для устройств бытовой электроники.

Предпосылки к такому развитию событий, по его мнению, видны уже сейчас.

«Два года назад мы и представить не могли, что в портативном MP3-плейере может находиться жесткий диск, — отметил Хили. — А в декабре прошлого года Apple объявила о том, что объем поставок плейеров iPod со встроенным жестким диском превысил 700 тыс. штук».

Кстати, в качестве партнера по поставкам жестких дисков для iPod в Apple поначалу выбрали не Hitachi, а другую японскую корпорацию — Toshiba. Однако заказ на однодюймовые накопители для недавно представленного плейера iPod Mini был размещен уже у Hitachi.

«Этот рынок растет очень быстро. В течение 2004 года объем поставок винчестеров для MP3-плейеров составит несколько миллионов. А ведь совсем недавно такого направления в нашем бизнесе просто не существовало», — подчеркнул Хили.

Впрочем, и традиционные области применения жестких дисков, как уверяют в Hitachi, не останутся без внимания со стороны компании.

«Мы не можем забывать, что у нас есть и другие очень важные направления деятельности, помимо производства жестких дисков для устройств бытовой электроники», — отметил Хили.

Недавно Hitachi представила адресованные корпоративному рынку новые 2,5-дюймовые накопители емкостью 300 Гбайт со скоростью вращения 10 тыс. оборотов в минуту и поддержкой интерфейсов Ultra320 SCSI и Fiber Channel (с пропускной способностью 2 Гбит/с). OEM-поставки опытных образцов этих винчестеров уже начались. Hitachi предлагает эти накопители для использования в серверных системах страшего класса, обслуживающих критически важные приложения.

В отношении жестких дисков с формфактором менее 1 дюйма в Hitachi придерживаются консервативной позиции. Напомним, что корпорация Toshiba первой анонсировала винчестеры с пластинами диаметром менее 1 дюйма. Было это в начале нынешнего года. Тогда же в Toshiba заявили, что в качестве одного из вариантов применения подобных устройств в компании видят их использование в мобильных телефонах.

В Hitachi пока не стремятся последовать примеру Toshiba. Такая позиция, по словам представителей компании, обусловлена двумя факторами. Во-первых, как утверждают они, заказчиков полностью удовлетворяют накопители Microdrive с формфактором 1 дюйм. Во-вторых, дальнейшая миниатюризация жестких дисков неизбежно ведет к обострению конкуренции с производителями флэш-карт и других устройств на основе флэш-памяти.

«Поэтому пока мы очень осторожно относимся к идее создания дисковых накопителей с формфактором менее одного дюйма. 0,85-дюймовые винчестеры неизбежно проиграют в конкурентной борьбе с флэш-памятью», — заявил Хили.