Успешные итоги минувшего года во многом обусловлены «взрывным ростом» российского рынка принтеров в первом квартале: по его завершении в IDC зафиксировали 70%-ный прирост объема рынка по сравнению с аналогичным периодом 2002 года
Объем рынка принтеров в России мог быть еще больше, но в течение прошлого года практически все производители испытывали дефицит поставок. Основные причины этого дефицита видятся в просчетах планирования поставок, применении зарубежными фирмами остаточного принципа по отношению к российскому рынку (приоритет традиционно имеют западноевропейские страны), в проблемах, связанных с доставкой и таможенными органами |
По данным компании IDC, объем российского рынка принтеров в прошлом году достиг рекордной за последние несколько лет отметки (компания изучает этот рынок с 1994 года): в нашей стране было продано почти 3 млн. устройств. При этом темпы его прироста по сравнению с предыдущим годом составили 56,4% (в количественном выражении). В 2002 году размер рынка достиг отметки в 1,9 млн. принтеров, а его прирост по сравнению с 2001 годом превысил 10%.
В IDC подчеркивают, что по темпам роста российский рынок превзошел крупнейшие европейские. (Правда, на момент создания статьи годовые итоги по европейскому региону еще не были официально подведены.)
Успешные итоги минувшего года во многом обусловлены «взрывным ростом» российского рынка принтеров в первом квартале: по его завершении в IDC зафиксировали 70-процентный прирост объема рынка по сравнению с аналогичным периодом 2002 года.
По словам ведущего аналитика IDC по рынку периферийных устройств Дмитрия Фешина, в прошлом году объемы продаж практически во всех сегментах печатающих устройств превысили прогнозировавшиеся компанией уровни. А потому — с учетом увеличения сбыта дорогой и высокотехнологичной продукции (фотопринтеров, быстродействующих цветных лазерных и монохромных сетевых печатающих устройств) — показатели роста в денежном выражении также оказались высокими.
В IDC динамичный рост сбыта периферийного оборудования связывают прежде всего с общим подъемом российского рынка информационных технологий. Сыграл свою роль также и тот факт, что цены на лазерные принтеры вышли на уровень, доступный более широкому кругу покупателей.
Так, например, появились монохромные персональные устройства дешевле 200 долл., да и цены многих цветных моделей опустились до уровня 500-700 долл., причем снижение цен проходило не в ущерб качеству или скорости печати.
Ссылаясь на данные о поставках принтеров в нашу страну, Фешин отметил, что покупка принтера в минувшем году стала первым приобретением печатающего устройства для большинства российских пользователей (в отличие от крупных европейских рынков), что, по-видимому, и оказалось главным итогом снижения цен.
Среди особенностей отечественного рынка он выделил большую и быстро растущую долю монохромных лазерных принтеров, косвенно указывающую на активный процесс автоматизации офисов и крупные поставки в корпоративные структуры.
По сравнению с другими странами удельный вес цветных лазерных устройств в совокупном объеме сбыта принтеров в России невелик, однако подобная диспропорция будет устранена в ближайшие годы при условии сохранения нынешних темпов развития сегмента цветной лазерной печати — одного из наиболее динамичных в прошедшем году.
Благодаря более активному расширению сбыта лазерных цветных принтеров формата А4 удельный вес моделей формата А3 в совокупном объеме продаж цветных лазерных устройств в минувшем году сократился до 16% (хотя в абсолютном выражении сегмент моделей формата А3 увеличился почти вдвое).
Следует отметить, что рекордные показатели темпов роста объема продаж принтеров в России значительно уступают динамике развития рынка многофункциональных аппаратов, доля которых в общем объеме сбыта печатающих устройств, правда, еще совсем невелика (менее 10%).
Матричные принтеры уходят, но не так быстро, как планировалось
В IDC отмечают также «заметные изменения» в технологических сегментах. В структуре сбыта по итогам прошлого года по-прежнему лидируют струйные устройства: их доля в совокупном объеме продаж принтеров достигает 52,5% (в количественном выражении). Удельный вес лазерных моделей составил 43,7%, хотя по итогам второго и третьего кварталов минувшего года он превышал соответствующий показатель для струйных принтеров. Доля матричных принтеров в общем объеме продаж сократилась до 3,8%, при том что их сбыт все же превзошел прогнозировавшийся IDC уровень.
В минувшем году все поставщики принтеров существенно обновили содержимое своих продуктовых портфелей, предложив на рынок новые печатающие устройства с улучшенными характеристиками: более высоким качеством и скоростью печати, экономичностью, меньшими габаритами и уровнем создаваемого шума, усовершенствованными средствами управления.
При этом развитие отечественного рынка проходило на фоне значительно усилившейся конкуренции: свою продукцию в Россию в настоящее время поставляют более 30 компаний — производителей печатающих устройств, и наряду с сокращением цикла вывода на рынок новых моделей крупнейшие поставщики активизировали свои маркетинговые усилия, предлагая продукцию по «агрессивным» ценам.
Наиболее популярными лазерными принтерами на российском рынке в целом (без разделения по скоростным сегментам) стали: в категории монохромных устройств — модели ML-1210 (Samsung), LaserJet 1300 (HP), LBP-1120 (Canon), LaserJet 1000W и 1010 (HP); среди цветных устройств — LaserJet 1500L, 2500L и 4600 (HP), C5100n (Oki), Phaser 6200 (Xerox) (с учетом всех возможных модификаций).
Динамика сохранится
Как полагают в IDC, в ближайшие годы «достаточно высокие» темпы роста российского рынка принтеров сохранятся. Одним из наиболее перспективных направлений по-прежнему останется сегмент цветной лазерной печати. По мнению Фешина, цветные лазерные принтеры будут дешеветь, правда, уже не так стремительно, как в прошлом году.
«Полагаю, что цена лазерных цветных принтеров начального уровня вряд ли опустится ниже 300-400 долл., в противном случае после выработки ресурса картриджей будет выгоднее сразу приобретать новый принтер», — уточняет аналитик IDC. Широкому распространению цветных лазерных принтеров, по его словам, мешают слабая информированность покупателей (в их сознании цветное лазерное устройство ассоциируется с высокой ценой), а также технологические ограничения (нынешние лазерные принтеры прекрасно справляются с печатью деловой графики, но не дотягивают до качества струйных устройств при печати фотографий).
Лидер — прежний Не нарушая традиции последних лет, первую позицию по итогам прошедшего года вновь заняла компания Hewlett-Packard; в лидирующую пятерку вошли также Epson, Samsung, Canon и Lexmark. В IDC особо отмечают достижения Samsung, продемонстрировавшей 400-процентный рост объема продажи, что позволило этой компании занять в рейтинге ведущих поставщиков третью строку |