IBM Global Services предлагает свои рецепты оптимизации ИТ-систем
В техногенной, так же как и в природной среде, периодически возникают резонансные явления — что-то вроде девятого вала, образующегося во время шторма на море. Накопление критической массы технологий, ресурсов и бизнес-запросов вызвало сегодня такой вал в ИТ-индустрии, формами выражения которого стали, например, потребность в предоставлении ИТ-услуг по запросу, а также частичное или полное перепрофилирование многих традиционных производителей оборудования и ПО в системных интеграторов. Это справедливо и в отношении компании IBM, 48% оборота которой приходится на IBM Global Services. Данное подразделение наконец-то приступило к выстраиванию своей стратегии работы на просторах бывшего СССР.
По заявлениям Сергея Яскевича, директора IBM Global Services в России, подразделение планирует значительно активизировать свою деятельность. Один из первых шагов в этом направлении — проведение серии семинаров, направленных на популяризацию решений и услуг IGS в России. Недавно в Москве прошло первое мероприятие из этого цикла — семинар «Стратегия развития ИТ-инфраструктуры организации. Опыт IGS» собравший 60 участников, среди которых были представители финансовых организаций, топливно-энергетического комплекса, промышленности и связи.
Под именем IBM Global Services подразделение существует с 1996 года, но это не означает, что семь лет назад IGS начиналось с нуля — в этом департаменте аккумулирован весь опыт работы корпорации IBM. Например, начиная с 60-х годов ведется база данных по всем решениям, созданным специалистами IBM при реализации проектов. В 1996 году с целью построения структуры, способной предоставлять заказчику интегральные решения, было проведено объединение IBM Consulting Group и отделов, отвечающих за поставки и обслуживание конкретных видов оборудования. По аналогии с получением коммунальных услуг, концепция сервиса от IGS подразумевает, что клиенту нужно приобретать услугу по поддержке, например, 3 тыс. рабочих мест, а не пытаться самостоятельно строить конфигурацию из 3 тыс. компьютеров, отдельно покупая оборудование, офисное и серверное ПО, средства управления и т. п.
Нынешняя структура IGS включает четыре подразделения. ITS (Integrated Technology Services) занимается решением вопросов построения ИТ-инфраструктуры. BIS (Bussines Innovation Services) — разработкой новых бизнес-решений. SOS (Strategic Outsourcing Services) — обслуживанием прило?жений и хранилищ данных заказчика с использованием ресурсов корпорации IBM. LS (Learning Services) — обучением специалистов предприятия-заказчика и проведением тренингов, которые предусматривают, в частности, освоение технологий и решений других производителей. Большое внимание уделяется нетехнологическим дисциплинам, например управлению проектами. До недавнего времени в России более всего были представлены только подразделения ITS и LS.
В выступлении Яскевича отмечалось, что за время существования IGS как единого подразделения его оборот утроился, и этому есть вполне логичное объяснение. Например, на заре книгопечатания авторов каждого фолианта читатели знали если и не в лицо, то по именам. Сегодня же, с появлением крупных издательств, гораздо большее значение приобретает содержание книги — читателя прежде всего занимает вопрос, чем конкретная книга может быть ему полезна. Аналогично в настоящее время востребованы не просто услуги по созданию аппаратно-программного решения от определенного производителя, а услуги по созданию и поддержке интегрированной инфраструктуры, решающей проблемы бизнеса. При этом следует учесть, что российские компании неизбежно вступают на путь западных, которые сегодня очень специализированы и у них просто нет «лишних» людей, занимающихся только созданием и поддержкой ИТ-инфраструктуры, — все силы направлены на обслуживание основного бизнеса. На Западе уже давно поняли, что именно люди являются главным ресурсом компаний. Кстати, по общему убеждению, самый большой ущерб от катастрофы 11 сентября — это потеря знаний и умений, носителями которых были погибшие сотрудники, а уже потом материальный ущерб, составивший 100 млрд. долл.
Методология, которую использует IGS для создания и развития устойчивой ИТ-инфраструктуры организации, базируется на семиуровневой модели оптимизации, включающей оптимизацию инфраструктуры, приложений и услуг, процессов, финансов, проектов, организации и взаимосвязей.
Главное в деятельности по ИТ-оптимизации — получить исчерпывающие ответы на вопросы: как упорядочить расходы на ИТ-инфраструктуру и как достигнуть прозрачности при ее управлении; как интегрировать разнородные системы и как побороть сложность; как избавиться от негативного имиджа ИТ-служб и как повысить уровень сервиса, минимизировав число проблемных проектов; кто будет отвечать за ущерб от аварии ИТ и как организовать правильное взаимодействие ИТ и бизнеса.
На семинаре было показано, какие технологии, услуги и методы предлагает IGS для решения этих и других вопросов. Например, IGS Method (управление проектами), позволивший, в частности, корпорации Hyundai относительно безболезненно консолидировать ее 17 разбросанных по всему миру ИТ-департаментов. Или услуга Business Consulting & Recovery Services по обеспечению устойчивости и безопасности бизнеса, а также оценки соответствия ИТ- и бизнес-стратегий. Кроме того, представители местной команды IGS рассказали про центры обработки данных, автоматизацию службы поддержки клиентской инфраструктуры, подходах IGS к построению отказоустойчивой сетевой инфраструктуры, а также об объединенном под общим именем Resilience комплексе решений по построению адаптивных конфигураций.
Кроме просветительских, перед IGS стоит задача развития сети партнеров, выступающих в роли субподрядчиков по продвижению конкретных знаний и выполнению удаленных от центров контрактов под патронажем IGS. Работая в России, ни одна компания физически не сможет решить все задачи собственными ресурсами. Выполнять проекты можно только с помощью партнеров, особенно если речь идет о больших проектах и у заказчика есть унаследованные приложения. Однако партнеры часто имеют свое представление о том, как надо продвигать сервис, поэтому построение взаимоотношений — путь не из легких. Тем не менее сегодня IGS уже ведет в России ряд проектов для компаний, переживающих период слияний и поглощений.