System/360 и ее наследники — это не только славное прошлое американской компьютерной индустрии, но и заметная веха в отечественной истории, где аналогичные компьютеры известны под именем ЕС ЭВМ
Можно предположить, что сейчас в России переживаются отголоски того кризиса мэйфреймов, который наблюдался на Западе лет десять назад, когда им пророчили вымирание. Но общий тренд сегодня в пользу этих машин имеется прежде всего потому, что стабилизация экономики и формирование крупных промышленных структур вызывают потребность в высоконадежных и масштабируемых решениях

Мэйнфреймы в России — чего у них больше, прошлого или будущего? Этот вопрос невольно возникал по ходу мероприятия, устроенного в конце апреля московским представительством IBM по случаю сорокалетия выпуска System/360. На родине юбиляра торжества прошли 7 апреля, точно в день его рождения. Они были отмечены собранием ветеранов в компьютерном музее, расположенном неподалеку от Сан-Хосе, подлинной столицы Кремниевой Долины.

Этот вопрос возник потому, что System/360 и ее наследники — это не только славное прошлое американской компьютерной индустрии, но и заметная веха в отечественной истории, где аналогичные компьютеры известны под именем ЕС ЭВМ. Российским специалистам, не имея достаточной технологической базы, удалось создать программно-совместимые компьютеры и наладить их массовый выпуск.

Все копья по поводу того, стоило или не стоило заниматься клонированием, уже сломаны, по-своему правыми оказались и убежденные его защитники, и яростные противники. Их нельзя рассудить, оставаясь в рамках компьютерных технологий, поскольку копирование было свойственно той цивилизации, которая существовала на одной шестой части планеты на протяжении 70 лет. Оно было присуще социалистической системе как таковой. Не умаляя и не отрицая достижений выдающихся советских ученых, инженеров и изобретателей, невозможно отрицать, что огромная часть производства — частичная или полная копия с западных образцов. Копирование начиналось от ядерного оружия, ракетостроения, авиации, автомобильной промышленности и продолжалось вплоть до производства мороженного.

Самое образное объяснение феномена копирования в тоталитарном обществе и вне рыночной экономики дано в книге Пьера Буля «Планета обезьян», что удивительно, изданной при социализме. Свобода технического творчества и свободное предпринимательство неразрывны.

Кто спорит, копировать скверно, да, это путь в тупик, и мы в этом убедились. Но в тех конкретных исторических условиях иного выхода не было. Иначе не летали бы космические корабли, не ездили бы автомобили и мы не имели бы замечательного московского мороженого.

Что было бы, если бы не копировали? — вопрос риторический, история, как известно, сослагательного наклонения не имеет. А ЕС ЭВМ были, они сыграли свою роль в формировании не одного поколения специалистов. Генеральный директор ЗАО «ЕС-лизинг» Александр Шмид заявил, что всего было выпущено свыше 15 тыс. машин этой серии, многие из приложений, написанных для них, со временем были перенесены на оригинальные мэйнфреймы и продолжают работать.

В конечном счете заимствование явно способствовало распространению современных знаний. Машины EC были в каждом приличном вузе. По случайному совпадению в день празднования юбилея я зашел в одну из московских физико-математических школ, и там мне напомнили, что долгие годы на месте нынешних компьютерных классов стояла EC 1030. Итак, у мэйнфреймов России есть прошлое, поэтому юбилей System/360 — это в какой-то мере и памятная дата для нас всех.

Разумеется, сегодня масштабы распространения в России современных мэйнфреймов скромнее, чем ЕС ЭВМ когда-то. Представитель одного из партнеров, которого назвали «крупнейшим», сообщил, что за десять лет работы им было поставлено «свыше сотни» этих машин. Учитывая общее число партнеров, можно предположить, что едва ли суммарный объем поставок переваливает за трехзначную цифру.

Можно также предположить, что сейчас в России переживаются отголоски того кризиса мэйфреймов, который наблюдался на Западе лет десять назад, когда им пророчили вымирание. Но общий тренд сегодня в пользу этих машин имеется прежде всего потому, что стабилизация экономики и формирование крупных промышленных структур вызывают потребность в высоконадежных и масштабируемых решениях. Сегодня поставки новых мэйнфреймов — событие нечастое, но, как показывает мировой опыт, «возвращение» к ним неизбежно. Так что у мэйнфреймов и в нашей стране есть будущее.

Вот чего точно не будет, так это современных серверов IBM eServer zSeries в школах.

Леонид Черняк — обозреватель журнала «Открытые системы». С ним можно связаться по адресу cherniak@osp.ru