Что заставило Sun отказаться от UltraSPARC V и процессора с двумя ядрами, который был уже практически готов к выпуску
Дэвид Йен: «К проектированию новых процессоров подключены более двух сотен специалистов, выполнявших ранее другие задачи. Это позволит нам отказаться в текущем финансовом году от дополнительного набора инженеров»

Недавнее неожиданное решение корпорации Sun Microsystems прекратить работы над созданием процессора UltraSPARC V может свидетельствовать либо об отчаянной попытке сократить расходы, либо об уверенности в успехе следующего поколения процессоров с несколькими ядрами, создаваемых в рамках программы Throughput Computing. Проектированием их Sun занимается начиная с 2002 года, — с момента приобретения компании Afara WebSystems.

Сворачивание работ над UltraSPARC V было ускорено еще и увольнением 3300 сотрудников Sun (примерно 9% общего числа персонала), в том числе и ряда инженеров, работавших над этим процессором. По словам исполнительного вице-президента Sun по процессорам и сетевым продуктам Дэвида Йена, прекращение разработки UltraSPARC V указывает на то, что руководство корпорации возлагает очень большие надежды на идеологию Throughput Computing. Процессор UltraSPARC V, разрабатывавшийся под кодовым наименованием Millennium, должен был заполнить брешь, которая образовывалась до появления представителей семейства Throughput Computing. Выпуск первого из них — процессора с интенсивной обработкой сетевых операций, фигурирующего сейчас под кодовым наименованием Niagara, — ожидается в начале 2006 года.

Корреспондент службы новостей IDG встретился с Йеном и попросил его пояснить, что заставило компанию отказаться от выпуска UltraSPARC V и процессора с двумя ядрами, который проектировался под кодовым наименованием Gemini и был уже практически готов к выпуску.

По словам Йена, после принятия решения об окончании работ над UltraSPARC V руководство Sun готово рассмотреть целый ряд новых возможностей, включая организацию производства процессоров с увеличенной пропускной способностью, построенных на основе процессорных ядер компании AMD, и даже полный отказ от самого брэнда UltraSPARC.

Как вы пришли к идее отказаться от Gemini и UltraSPARC V?

Мы абсолютно убеждены в перспективности идеологии Throughput Computing и хотим все свои силы направить на разработку соответствующих механизмов. Процессоры Millennium и Gemini строились на основе традиционной концепции. Однако концепция реализации многопоточности на уровне процессора выглядит настолько многообещающе, что нам хотелось бы выделить максимум ресурсов на работы в этом направлении.

Никаких изъянов в процессорах, от которых мы отказались, не было. Мы вышли на завершающую стадию, а для Gemini даже удалось создать полностью работоспособный прототип. Но у нас уже имеются UltraSPARC IIIi и UltraSPARC IIIi+, которые также обладают массой положительных качеств. Отказавшись от Gemini, мы тем самым укрепили позиции этих продуктов.

Что касается Millennium, то у нас был UltraSPARC IV, за которым следует UltraSPARC IV+. Дальнейшие планы мы связываем с системами Rock и Niagara и считаем, что такой вариант развития событий принесет наилучшие результаты. Вот почему нами было принято соответствующее решение.

Можно ли интерпретировать ваш шаг так, что в UltraSPARC V и Gemini не удалось добиться ожидаемого роста производительности?

Это были, так сказать, процессоры первого поколения. У Gemini имелось два ядра UltraSPARC II. Нам уже удалось получить работоспособный процессор, и результаты тестирования показали, что в однопоточном режиме он демонстрирует вполне конкурентоспособную производительность, в некоторых случаях приближающуюся к производительности UltraSPARC IIIi. В многопоточном же режиме благодаря наличию двух ядер скорость выполнения некоторых приложений оказалась еще выше.

Но оценив объем инвестиций, которые потребуются, чтобы «довести оба процессора до ума», и подсчитав планируемую прибыль, мы решили занять более конструктивную позицию. Таким образом, от ранее выбранного пути пришлось отказаться.

UltraSPARC V, или Millennium, имел очень громоздкую архитектуру. На текущий момент практически полностью завершена первая стадия проектирования (все конструктивные детали определены и прототип создан), однако анализ возможности продолжения работ и агрессивное продвижение более перспективной архитектуры Throughput Computing, воплощающей концепцию многопоточной организации, показали, что быстродействия уровня UltraSPARC V лучше добиваться другим путем.

Повлечет ли за собой отказ от разработки Gemini и UltraSPARC V изменение сроков готовности Rock и Niagara?

Безусловно, это окажет нам определенную помощь, поскольку значительное число людей можно будет перебросить с фронта UltraSPARC V на направление Rock и Niagara.

Когда теперь можно ждать появления этих процессоров?

Как уже говорилось, Niagara 1 — первый представитель новой когорты — должен быть выпущен в начале 2006 года, за ним последуют другие члены семейства Niagara и процессор Rock.

Но то же самое вы говорили и в прошлом году. Изменилось ли что-нибудь с тех пор?

По крайней мере, теперь нам легче будет уложиться в эти сроки, а может быть, удастся добиться результата и раньше.

Сколько инженеров можно перебросить с проектов UltraSPARC V и Gemini на разработку перспективных процессоров?

К проектированию новых процессоров подключены более двух сотен специалистов, выполнявших ранее другие задачи. Это позволит нам отказаться в текущем финансовом году от дополнительного набора инженеров.

А как все это отразится на дальнейшей судьбе UltraSPARC? На этом семействе уже можно поставить крест или же в будущем появятся новые процессоры UltraSPARC?

Все новые процессоры будут совместимы с архитектурой SPARC. Решение о продолжении использования торговой марки UltraSPARC или об отказе от нее должно приниматься отдельно. В любом случае новые процессоры сохранят все положительные качества, присущие SPARC.

Да, мы прекратили работы над проектом Millennium. Первоначально новый процессор планировалось выпустить под названием UltraSPARC V. Теперь же, свернув прежний проект, мы занимаемся созданием новых процессоров, продолжающих линию SPARC, обладающих еще более высокой производительностью. Как только первый из них будет готов, возможно, ему будет присвоено наименование UltraSPARC V, если, конечно, мы захотим отразить в названии преемственность традиций.

Сегодня вы поддерживаете тесные контакты с AMD. Рассматривается ли возможность использования новой архитектуры ядра при построении процессоров с несколькими ядрами?

Мы действительно тесно сотрудничаем с AMD при проектировании систем Sun на платформе Opteron. Но поймите, что на сегодняшний день в мире нами уже установлено компьютеров на сумму 127 млрд. долл. И Sun взяла на себя обязательства поддерживать совместимость на уровне двоичного кода. К этому пункту контракта наша компания относится очень серьезно.

Архитектура Sun Throughput Computing (по крайней мере на данный момент) полностью совместима со спецификациями SPARC V9 (SPARC V9 — это архитектура, на базе которой построены процессоры UltraSPARC). Впрочем, вы правы, инновации не обязательно должны быть привязаны к SPARC. Мы убеждены, что наши оппоненты также активно продвигаются вперед в этом направлении.

Означает ли это, что в конечном итоге процессоры или системы, созданные в рамках концепции Throughput Computing, будут базироваться на технологии AMD?

Такое вполне может произойти, но, поскольку данный вопрос затрагивает еще и интересы AMD, я не стал бы делать каких-то заявлений до тех пор, пока обе компании не будут готовы к этому.

Не слишком ли рискованно бросать все свои ресурсы в омут Throughput Computing?

Нам это не в новинку. Скажем, в 1994 году превалировала точка зрения, согласно которой симметричная многопроцессорная обработка (Symmetrical Multiprocessing, SMP) не имеет перспектив — все взоры были обращены в сторону архитектуры NUMA (Non-Uniform Memory Access Architecture), но инженеры Sun считали, что архитектура SMP еще не сказала своего последнего слова. Мы продолжали работать в этом направлении, потому что верили в правильность этой архитектуры — дружественной и простой для программистов. И к 1996 году, когда все наши соперники перешли на NUMA, у нас просто не осталось конкурентов в данной области. Примерно полгода или даже девять месяцев мы наслаждались вакуумом, образовавшимся на рынке. В тот момент серверные позиции Sun действительно были весьма устойчивыми. Просто нужно на самом деле верить в то, во что веришь.

Итак, есть ли риск? Вы правы, риск есть. Любое предлагаемое нововведение всегда сопряжено с риском, потому что оно отличается от того, что было раньше, и еще не успело доказать свое право на существование. Важно лишь, верите ли вы в свою правоту и достаточно ли вы хороши для того, чтобы вести себя столь самоуверенно? И мы убеждены, что отвечаем этим условиям.