Одно из наиболее заметных новшеств Radeon X800 — улучшенная технология сжатия текстур
Как отмечают специалисты, большинству рядовых пользователей ПК сегодня не требуются возможности, реализованные в Radeon X800

Представив новый графический процессор Radeon X800, канадская компания ATI Technologies парировала недавний выпад главны?х конкурентов и дополнила своими продуктами возможности пользователей по выбору передовых графических технологий для ПК. Одновременно с Radeon X800 были представлены две видеокарты на основе данной микросхемы — модель старшего класса Radeon X800 XT Platinum и Radeon X800 Pro, обладающая чуть более скромными возможностями. Поставки этих продуктов на американский рынок должны были начаться уже в мае.

В новом графическом процессоре реализована усовершенствованная технология сжатия текстур, основанная на аналогичных решениях, применявшихся в предыдущих версиях Radeon. По словам представителей ATI, новая технология, получившая название 3Dc и оптимизированная для сжатия двухкомпонентных карт нормалей (normal maps), позволит разработчикам игр создавать более компактные и вместе более реалистичные модели сцен и персонажей, не опасаясь потерь в производительности.

Графические карты Radeon X800 XT Platinum и Radeon X800 Pro комплектуются памятью GDDR3 и вариантами Radeon X800, работающими на тактовых частотах 520 и 475 МГц соответственно.

Как отмечают специалисты, боль?шинству пользователей ПК сегодня не требуются возможности, реализованные в Radeon X800 и другом графическом процессоре класса hi-end — GeForce 6800, который недавно был представлен компанией nVidia. Другое дело — игровое сообщество. За этот рынок среди производителей как графических процессоров, так и собственно ПК ведется очень жесткая конкурентная борьба. Со временем, конечно, видеоплаты на основе Radeon X800 и GeForce 6800 станут более доступными по цене и начнут применяться в настольных ПК не только старшего, но и среднего класса.

GeForce 6800 был анонсирован компанией nVidia в апреле. Однако видеокарты на основе этого процессора должны были появиться на рынке не ранее конца мая. Таким образом, ATI не опоздала с выпуском своих продуктов.

Первые сравнительные тестирования Radeon X800 и GeForce 6800 показали, что эти графические процессоры сравнимы по производительности. Большинство специалистов пока затрудняются отдать предпочтение одному из этих продуктов. Однако некоторые источники (в частности, HardOCP.com и The Tech Report), опираясь на ряд игровых и синтетических тестов, все-таки уже сделали выбор в пользу ATI.

Впрочем, и у GeForce 6800 имеются весомые аргументы в свою пользу, которые обращают на себя внимание специалистов. Так, в частности, этот графический процессор поддерживает Shader Model 3.0 — передовую технологию визуализации реалистичных оттенков телесного цвета и другой сложной графики. Shader Model 3.0 входит в состав графических API DirectX 9.0. В настоящее время уже ведется разработка нескольких игр, которые будут задействовать возможности данной технологии. Radeon X800 поддерживает ее предыдущую версию — Shader Model 2.0, которая по состоянию на сегодня является стандартом для игровой графики класса hi-end.

Вместе с тем аналитики отмечают, что значительная доля рынка графики для ПК уже сейчас контролируется корпорацией Intel — с ее интегрированными чипсетами с поддержкой технологии Extreme Graphics. Использование таких чипсетов делает необязательным наличие в компьютере отдельной платы видеоадаптера, поскольку его функции встроены в хаб-контроллер GMCH, играющий роль северного моста.

Такие чипсеты создаются в расчете на тех пользователей (их в последнее время становится все больше), которые не хотят тратить лишние деньги на приобретение видеокарт, довольствуясь при этом возможностями и производительностью интегрированных решений.

Согласно данным исследовательской компании Jon Peddie Research, в первом квартале 2004 года на долю Intel приходилось 33% рынка графики для ПК. На втором и третьем местах были соответственно nVidia (27,2%) и ATI (24%).