На российском рынке компании интересны два сегмента: лазерные принтеры и фотопродукты
Рамон Олле: «Соглашение с Sanyo в первую очередь обусловлено тем, что нам необходимо увеличить наши производственные мощности. Кроме того, сотрудничество с этой компанией дает возможность устанавливать компоненты Epson в большее количество устройств»

Российских рынок печатающих устройств развивается очень быстро, и все мировые производители стараются захватить как можно большую его долю. О стратегии Epson главный исполнительный директор и председатель правления Epson Europe Рамон Олле рассказывает Вадиму Вирину, корреспонденту еженедельника Computerworld Россия.

Какое продуктовое направление вы считаете для компании наиболее перспективным с точки зрения объемов продаж, в частности, на российском рынке?

На российском рынке для нас наиболее интересны два сегмента: лазерные принтеры и фотопродукты. В первом мы особо выделяем цветную лазерную печать, которая очень востребована у российских предприятий. Под термином же «фотопродукты» мы прежде всего имеем в виду струйные принтеры для фотопечати. Что же касается фотоаппаратов, то в настоящее время Epson движется в сторону профессионального сегмента. Наш «пробный шар» в этой нише — первая в мире цифровая дальномерная камера Epson RD-1. Но главным нашим приоритетом остается производство принтеров.

Чтобы занять достойное место на рынке профессиональной фотографии, необходима не только качественная электроника, но и оптика. Не планируете ли вы создание альянса с известными производителями фотооптики, например между Panasonic и Leica, Sony и Zeiss?

Нет, не планируем, хотя у нас есть соглашение с Leica и к камере Epson RD-1 подходят все объективы этой марки. Мы не собираемся открывать массовое производство и не претендуем на лавры Nikon или Canon в области фототехники, а просто хотим продемонстрировать наше комплексное понимание мира фотографии на профессиональном уровне.

В последнее время Epson активно работает в сегменте жидкокристаллических устройств (заключен альянс с Sanyo, ведется разработка стандартов мобильного видеоинтерфейса и т. д.) Как планируется использовать эти технологии и не означает ли это скорого появления на рынке КПК или мобильных телефонов марки Epson?

Epson занимает первое место в мире в сегменте ЖК-продуктов. Так, на рынке высокотемпературных полисиликоновых TFT-дисплеев (они используются в проекторах) наша доля составляет 82%. Естественно, мы продолжаем активно развивать эти технологии. Соглашение с Sanyo в первую очередь обусловлено тем, что нам необходимо увеличить производственные мощности. Кроме того, сотрудничество с этой компанией дает возможность устанавливать компоненты Epson в большее количество устройств. Нашу стратегию в этом сегменте можно сформулировать как more Epson inside — «больше Epson внутри». Но это вовсе не означает, что мы планируем выпускать КПК или мобильные телефоны под собственным брэндом. Хотя соответствующие технологии у нас, конечно же, есть.

Отличается ли динамика российского бизнеса вашей компании от общемировых показателей?

Да, причем в положительную сторону. Мы смотрим на будущее российского рынка с большим оптимизмом, поскольку он очень быстро «схватывает» новые технологии. Кроме того, россияне очень ценят качество продукции. Особенно это касается сектора цифровой фотографии. По нашим прогнозам, в ближайшие два-три года Epson на российском рынке достигнет уровня большинства европейских стран по всем видам продукции. Или, во всяком случае, по проекторам, принтерам и сканерам.

Продуктовая линейка печатающих устройств Epson включает в себя как лазерные, так и струйные устройства. Какая технология, по вашему мнению, будет наиболее востребована в ближайшем будущем в секторе корпоративных пользователей и какая — в секторе домашних?

В секторе корпоративных пользователей в России прослеживается та же тенденция, что и во всем мире: там все чаще применяется цветная печать. По прогнозам аналитиков, после 2006 года мировой рынок лазерных принтеров заметно изменится: монохромные модели практически перестанут совершенствоваться, зато начнется очень быстрый подъем популярности цветных устройств; также начнет интенсивно расти и сегмент МФУ. И к этому времени мы планируем занять и удерживать очень сильные позиции в секторе цветных лазерных принтеров для бизнеса. Вместе с тем в сегменте SOHO будут по-прежнему востребованы струйные технологии, особенно в секторе фотопечати, который растет быстрее всего: возможно, даже появится новая ниша — SOHO-Pho (SOHO&Photographic). Покупатели же, которых можно отнести к SOHO-Pho, подразделяются на две группы: имеющие и не имеющие отношения к ИТ. В настоящее время большинство представленных на рынке продуктов ориентировано именно на первую группу — то есть подразумевают наличие у конечного пользователя необходимой компьютерной техники и навыков работы с ней. Мы же стараемся отойти от этой позиции и будем продвигать продукты, нацеленные на людей, не связанных с компьютерными технологиями.

По данным IDC за прошлый год, Epson занимает в России второе место практически во всех продуктовых сегментах (струйные принтеры и МФУ, сканеры, цветные лазерные принтеры). Как вы считаете, есть ли у компании шансы на лидерство в каком-либо сегменте?

Конечно, да. В ряде европейских стран мы уже номер один во многих сегментах, и в ближайшее время наверняка станем первыми в России в секторе фотопринтеров. Также мы вполне можем стать лидером и на рынке сканеров. В сегменте же МФУ дела обстоят несколько хуже, поскольку в России он развивается с небольшим запаздыванием по сравнению с другими странами. Тем не менее Epson сумела захватить свою долю в этом сегменте в большинстве европейских стран и будет бороться за него и в России.

Некоторые производители, представляя свои новые устройства печати, делают акцент на том, что при их создании учитывались предпочтения российских покупателей. Учитывает ли Epson при разработке новых моделей особенности региональных рынков?

Стратегия Epson заключается в том, чтобы выпускать продукты только тогда, когда есть уверенность в их сбыте в достаточных объемах по всему миру. У каждого регионального рынка есть свои особенности и своя специфика, и мы не можем удовлетворить потребности всех — для этого пришлось бы выпускать очень много различных устройств небольшими партиями.

Такой подход уместен на рынке ПК, создаваемых из высокостандартизованных «запчастей», но не на рынке принтеров, где все компоненты очень специфичны. Нам это просто невыгодно, поэтому для каждого продукта мы выделяем «кластеры», то есть регионы, имеющие общие потребности, и только после этого начинаем производство. При этом наш опыт показывает, что глобализация создает все больше общих черт, нежели различий, и задача Epson — выявить эти черты и создать на их основе продукт.

Что же касается локализации, то она, безусловно, проводится для каждого устройства и затрагивает инструкции, драйверы, информационную поддержку и т. д. Хотя в некоторых специфических секторах рынка, например в сегменте принтеров для чековых книжек, локализовывать приходится и саму технику, поскольку российская банковская система немного отличается от зарубежных.

Несмотря на то что матричная технология печати считается устаревшей, Epson до сих пор сохраняет сильные позиции в этом сегменте. Есть ли будущее у матричных принтеров и какова стратегия развития Epson в этом направлении?

Мы не считаем матричную технологию устаревшей. Просто на данный момент она востребована только на отдельных нишевых рынках. Эти рынки невелики, очень специфичны, но они остаются. Во-первых, это все организации, в которых копирование документов по каким-то причинам запрещено, а во-вторых, компании, которым необходимо большое количество копий по самой низкой цене. Что же касается самой технологии, то ее развитие продолжается, но достаточно медленно. Дело в том, что основной потребитель, стимулирующий развитие печатных технологий, это корпоративный сегмент, а в нем матричные принтеры сегодня не востребованы

Не считаете ли вы, что, поскольку лазерная печать становится все более дешевой, рынки, потребляющие матричные принтеры, скоро исчезнут?

Большой бизнес строится не только на понятиях цены. Можно производить дешевые и высококачественные продукты и завоевать 90% рынка, но никогда — 100%. На сегодняшний день есть лазерные принтеры, которые стоят дешевле струйных, но многие покупатели все равно выбирают струйные, так как исходят не из цены, а из своих конкретных потребностей. Популярность товара определяется не его ценой, а его способностью решить ту или иную конкретную задачу.


Epson в мире и Европе

Общемировой объем продаж Epson за 2003/2004 финансовый год составил 13,3 млрд. долл., из которых 47,9% пришлось на принтеры, сканеры, фотокамеры и сопутствующие товары (например, цифровой альбом PhotoViewer), 19,5% — на ЖК-дисплеи и 5,7% — на проекторы. Всего в прошлом году было продано более 70 млн. принтеров всех типов и порядка 3 млн. проекторов. Ниже приведены позиции компании на мировом и европейском рынке по продуктовым сегментам:

СегментПозиция в миреПозиция в Европе
Струйные принтеры22
Цветные лазерные принтеры12
Матричные принтеры11

Источник: International Data Corp.