Философы античности собирали в саду учеников и вели с ними дискуссии. Однако со временем структура обучения стала гораздо более формализованной. eLearning может вернуть нас к прежней модели обучения
Эндрю Садлер: «eLearning — скорее маркетинговый термин. В принципе он описывает любой процесс обучения, подразумевающий использование электронных средств. Последнее время данный термин все чаще используется для описания процесса обучения, который предусматривает взаимодействие по сети» |
В недавней конференции eLearnExpo в Мос?кве принял участие директор по eLearning-решениям корпорации IBM Эндрю Садлер. 27 лет своей профессиональной карьеры Садлер посвятил проблемам образования. О задачах и возможностях электронного обучения с ним беседовала редактор журнала «Открытые системы» Наталья Дубова.
Что вкладывается в термин eLearning, каковы базовые составляющие этого вида обучения?
eLearning — скорее маркетинговый термин. В принципе он описывает любой процесс обучения, подразумевающий использование электронных средств. Последнее время данный термин все чаще используется для описания процесса обучения, который предусматривает взаимодействие по сети.
Если воспринимать eLearning как рабочее определение, то оно включает в себя несколько основных компонентов. Прежде всего, это программные системы для обеспечения самого процесса обучения. Это программное обеспечение в свою очередь делится на два класса продуктов. Во-первых, системы, которые обычно называют «виртуальным классом», virtual classroom. Идея состоит в том, чтобы дать возможность преподавателю взаимодействовать со студентами, которые могут находиться где угодно. По существу, это простой перенос традиционной модели обучения в классе в электронную сетевую среду.
Другой тип программного обеспечения — это системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS), которые выполняют две основные функции. Первая нацелена на поддержку самостоятельного обучения и позволяет проводить поиск по каталогу программ обучения, задавая в качестве параметров необходимые студенту навыки, и определять нужную учебную программу. Здесь также предоставляются средства для группировки курсов или обучающих модулей, которые позволят студенту сформировать определенную программу для приобретения необходимой квалификации. Само обучение при этом может проходить в онлайновом режиме, но может включать и такие традиционные формы, как занятия в классе, чтение книг или беседы с экспертами. Вторая функция LMS — управление обучением в организации. Ими пользуются не студенты, а менеджеры учебных программ, преподаватели, профессора, все те, кто руководит процессом обучения, кто составляет расписания курсов, планирует работу инструкторов и решает прочие административные задачи.
Система eLearning должна быть интегрирована с другими корпоративными системами — ERP, управления персоналом, управления знаниями и т. д. И, наконец, необходимым компонентом eLearning являются методы, технологии и средства создания контента.
Можно ли говорить о том, что eLearning коренным образом меняет процесс обучения? Или это не более чем дополнение традиционных методов обучения новыми, более удобными и эффективными технологиями передачи учебного материала студентам?
Это сложный вопрос. Думаю, необходимо разделять понятия образования и тренинга. Обучение происходит как в процессе образования, так и в ходе тренинга, но способы использования средств eLearning в образовании и в тренинге различны. Образование направлено на развитие способностей людей, их интеллекта, формирует базу для работы в определенной области. Тренинг нацелен на выработку навыков решения более частных задач. Стоит отметить, что некоторые аспекты университетского образования на самом деле представляют собой тренинг. Так, в computer science одни компоненты направлены на образование, на развитие умения решать широкий круг задач, в то время как другие учат определенным технологиям. В вузах средства eLearning применяются главным образом для того, чтобы расширить возможности преподавателей.
Мой опыт общения с вузами показывает, что с помощью eLearning они решают, как правило, две задачи. Во-первых, эти возможности используются, чтобы повысить эффективность работы профессуры, расширить их аудиторию и обеспечить качественное преподавание в этих условиях. Во-вторых, eLearning позволяет привлечь преподавателей, экспертов, технические ресурсы, которые в данном учебном заведении недоступны.
Если же мы говорим о тренинге, о том, чтобы научить слушателя навыкам решения определенных задач, то здесь eLearning может использоваться совсем иначе, может стать движущей силой этого процесса. Студент получает возможность управлять своим обучением в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к его функциональным обязанностям.
Как различается оценка эффективности применения средств eLearning на разных этапах образовательного процесса — в академическом обучении и в корпоративных проектах повышения квалификации?
И в том и другом случае есть области, где эффективнее традиционный подход к обучению, и такие, где полезнее eLearning. В общем случае методы eLearning более эффективны, если нужно обеспечить передачу хорошо структурированных знаний, реализовать обучение некоторым механическим навыкам, регулярным, повторяющимся действиям, но не обучение мастерству взаимодействия с другими людьми. Однако ответ на вопрос об эффективности в большой степени зависит от того, о каком конкретно обучении мы говорим. В IBM мы используем смешанные методы, которые позволяют применять все типы обучения.
Для каких целей практикуется eLearning в IBM?
Большинство организаций, обращающиеся к средствам eLearning, преследуют сходные цели. Широкий охват учащихся, эффективность обучения и приемлемый уровень подготовленности слушателей, возможность уменьшить расходы на обучение. В 2002 году около 44% учебных программ в IBM проводились в режиме eLearning, что позволило сэкономить на обучении порядка 450 млн. долл. Впечатляющий результат, но далеко не единственный. Мы оценивали также эффективность обучения и уровень подготовленности специалистов в результате обучения, что не одно и то же. Мы смотрели не только на то, насколько хорошо обучены люди, но и на то, в какой степени они могут использовать полученные знания в деле.
Возможности eLearning используются IBM в базовой программе подготовки менеджеров Basic Blue. Эта программа, построенная на принципах смешанного обучения, предназначена для менеджеров, только что принятых на работу в IBM или перешедших на руководящую позицию. С помощью средств eLearning нам удалось более чем впятеро увеличить объем знаний, который получает один слушатель, обучаясь по этой программе.
Мы широко практикуем eLearning для обучения специалистов по продажам. В соответствующих учебных программах рассматриваются новые продукты, особенности рынка, вопросы маркетинга, все то, что необходимо знать сотрудникам, чтобы успешно продвигать нашу продукцию. Думаю, если бы в этом обучении не использовались средства eLearning, то мы вообще не смогли бы их учить. Динамика выпуска новых продуктов в IBM настолько высока, что при традиционном методе обучения у наших специалистов собственно на продажи просто не осталось бы времени, они бы целые дни проводили в классе. Поэтому в данном случае эффективность обучения определяется тем, насколько быстро мы можем предоставить тренинг сотруднику, минимально отвлекая его от выполнения непосредственных обязанностей.
Это общая ситуация для технических тренингов, которые должны сопровождать работу инженеров, разработчиков, всех тех, кто работает с новыми технологиями, занимается сервисом, поддержкой новых продуктов. Для них мы также активно применяем средства еLearning, которые позволяют поддерживать квалификацию сотрудников на уровне, необходимом компании. Думаю, в ближайшей перспективе 65-75% обучения в IВМ будет переведено в режим eLearning.
Одна из важнейших составляющих процесса обучения — живое общение ученика с учителем. Какие изменения вносит eLearning в эти категории — «учитель» и «ученик» — и в процесс взаимодействия между ними?
Философы античности собирали в саду учеников и вели с ними дискуссии. Однако со временем структура обучения стала гораздо более формализованной. Во многом мы обязаны этому индустриальной революции, когда обучение приобрело массовый характер и строгие формы. Вместо «бесед с Сократом» мы получили класс, где на занятиях доминирует монолог преподавателя, а не диалоги учителя с учениками. По моему мнению, eLearning может вернуть нас к прежней модели обучения. Системы eLearning, которые включают в себя такие технологические компоненты, как средства мгновенного обмена сообщениями, дискуссионные форумы, e-meeting, упрощают взаимодействие учащегося с педагогом. Кроме того, если раньше студент мог обратиться только к «своему» преподавателю, то теперь потенциально он получает доступ к профессорам в любом другом университете мира.
Какие проблемы наиболее ощутимы при реализации eLearning в проектах корпоративного обучения?
Технологические изменения, связанные с внедрением eLearning, должны сопровождаться организационными переменами. Очень важно понимать, что фундаментальные изменения потребуются не только в области систем, но и в том, как люди работают и как они учатся. Как и для реализации любого серьезного изменения в организации, для этого нужно соответствующее управление. Фактически речь идет о процессе управления изменениями со всеми необходимыми атрибутами: надо во всех деталях продумать руководство учебной программой, ее этапы, ее завершение.
Ведутся ли работы по стандартизации в области eLearning?
Стандарты очень важны в этой области, и здесь есть два направления стандартизации. Во-первых, это стандарты технологий, которые используются для построения систем eLearning как программных продуктов. Но с другой стороны, ведется работа и над стандартами самого процесса обучения, в том числе над стандартами, которые позволят использовать контент от разных производителей в рамках одной системы eLearning. Пока эти стандарты не очень развиты и не достигли еще той фазы, когда их можно использовать. Но многие крупные компании, включая IBM, активно работают в организациях по стандартизации процессов eLearning, таких как SCORM.
Ваши прогнозы об изменении роли eLearning в образовательных процессах?
Думаю, eLearning будет получать все большее распространение, но никогда полностью не вытеснит традиционные методы образования в школах и университетах. Я много лет занимался преподаванием, и хорошо знаю, что фундаментальная проблема педагогов по всему миру состоит в том, что им не хватает времени для индивидуальных занятий с учащимися. Постоянно приходится заниматься самыми разными вопросами, не относящимися напрямую к обучению. eLearning освободит время преподавателя, позволит ему уделять больше внимания ученику. Уверен, преподаватель, который разумно подойдет к использованию средств eLearning, сможет в значительно большей степени реализовать индивидуальный подход к обучению, чем при традиционной работе со студентами в аудитории.