В метаноловых элементах питания на основе технологии Mobion спирт предварительно не смешивается с водой
По словам представителей MTI MicroFuel Cells, топливные элементы Mobion смогут продлить время работы портативных устройств в 2,5 раза по сравнению с тем, что обеспечивают нынешние литиево-ионные аккумуляторы

Американская компания MTI MicroFuel Cells представила новую конструкцию топливных элементов питания DMFC (Direct Methanol Fuel Cell) для портативного электронного оборудования. В компании, по словам ее генерального директора и президента Уильяма Эккера, рассчитывают на то, что технология, получившая название Mobion, существенно упростит создание подобного рода устройств.

Топливные элементы питания в настоящее время уже нашли свое применение в промышленном оборудовании. Несколько компаний работают над их миниатюризацией, чтобы эти источники питания можно было использовать в сотовых телефонах и мобильных компьютерах. Однако вопросов в отношении данной технологии по-прежнему остается немало. В частности, неясно, захотят ли пользователи платить за замену топливных картриджей.

Принцип действия топливных элементов DMFC основан на взаимодействии смеси метанола и воды с кислородом. Химическая реакция, в результате которой образуются углекислый газ и вода, сопровождается выделением энергии. Прежние разработки, как правило, подразумевали повторное использование воды, образующейся в результате реакции, для получения смеси с метанолом, поступающим из специального резервуара.

В технологии Mobion применена иная схема работы топливного элемента. Основное ее отличие: отсутствует необходимость использовать сложные микронасосы. Вода не откачивается из зоны реакции. Чистый метанол подается в топливную ячейку (fuel cell) по одну сторону (анодную) от тонкой мембраны, покрытой катализатором. С другой стороны (катодной) поступает кислород, который смешивается с водой. Небольшое количество воды, высвобождающееся в результате реакции в виде водяного пара, по словам представителей MTI MicroFuel Cells, остается для пользователя практически незаметным. Детали технологии (в частности, как обеспечивается приток воды с анодной стороны ячейки на катодную без применения насосов) держатся в секрете.

В MTI утверждают, что топливные элементы, созданные на основе технологии Mobion, будут проще для массового производства по сравнению с другими известными элементами DMFC, поскольку у них меньше движущихся частей. Кроме того, как заметил Экер, они работают более эффективно, поскольку топливо не смешивается с водой до поступления в микрореактор.

По словам представителей MTI MicroFuel Cells, топливные элементы Mobion смогут продлить время работы портативных устройств в 2,5 раза по сравнению с тем, что обеспечивают нынешние стандартные литиево-ионные аккумуляторы. Разработка уже поддержана рядом крупных компаний, в том числе — DuPont и Gillette. Первая выпускает мембраны, использующиеся в топливных элементах MTI, а в Gillette намереваются поставлять топливные картриджи по тем же каналам, что и батарейки, выпускаемые компанией Duracell. Компания Flextronics International подписала с MTI MicroFuel Cells договор на производство топливных элементов.

Как отметил ведущий аналитик компании In-Stat/MDR Ален Ноги, прежде чем топливные элементы питания получат широкое распространение, предстоит еще решить немало проблем. В США одной из проблем, например, может стать получение разрешения Федерального управления гражданской авиации на использование устройств на основе топливных элементов питания в самолетах.

В MTI планируют начать с выпуска в этом году топливных элементов питания на основе технологии Mobion для карманных устройств считывания информации с RFID-ярлыков. По словам Эккера, аналогичные элементы питания для оборудования, предназначенного для потребительского рынка, появятся позже. В качестве еще одной потенциальной сферы применения своей технологии в компании видят продукцию военного назначения.