У Rolling Stones за 12 млн. долл. в качестве музыкального символа Windows 95 была приобретена песня Start Me Up
Парадигму WIMP впервые разработали в Xerox PARC и реализовали в экспериментальной машине Xerox Alto |
24 августа 1995 года — один из самых знаменательных дней в истории Microsoft, тогда на прилавках магазинов появились коробки с Windows 95. Значение этой операционной системы переоценить невозможно; она заметно изменила статус Microsoft, ее появление венчало предысторию создания собственного графического пользовательского интерфейса (Graphical User Interface, GUI). Одновременно Microsoft установила монополию на ОС для платформы IBM PC, Windows 95 вытеснила имевшие хождение в ту пору системы PC-DOS (IBM) и DR-DOS (Digital Research): в отличие от прежних версий она была с ними несовместима. Точнее говоря, в Windows 95 отпала необходимость в использовании PC-BIOS для управления жесткими дисками и в целом значение BIOS для работы Windows уменьшилось; необходимость же в MS-DOS в основном сохранилась в качестве загрузчика ядра Windows в защищенном режиме.
Для того чтобы Windows 95 могла появиться на свет, потребовалось 13 лет непрерывной гонки за лидером, компанией Apple. Правда, Apple была не первой и далеко не единственной. В конце 70-х идея GUI буквально висела в воздухе, но именно Apple оказалась наиболее удачливой, ей первой удалось снабдить массовый компьютер графическим интерфейсом.
Парадигму WIMP (windows, icons, menus, pointers — «окна, пиктограммы, меню, указатели») впервые разработали в Xerox PARC и реализовали в экспериментальной машине Xerox Alto. Академичные исследователи из Xerox PARC по определению не могли участвовать на равных в коммерческой гонке. Однако в 1979 году несколько сотрудников Xerox PARC перешло в Apple, развернув там аналогичные работы. В 1984 году появился Macintosh, где впервые был успешно реализован графический интерфейс.
24 августа 1995 года — один из самых знаменательных дней в истории Microsoft, тогда на прилавках магазинов появились коробки с Windows 95 |
Стоит отметить, что снабдить IBM PC графикой стремились многие. Среди ранних и не слишком успешных попыток наложить графическую оболочку на DOS можно отметить VisiOn и DESQview. Однако самая известная оболочка — это GEM, разработанная в начале 80-х годов в компании Digital Research под руководством Ли Лоренцена, также выходца из Xerox PARC. Показательно, что именно Digital Research была первой, кто начал выяснять в суде отношения с Apple в связи с авторством GUI; затем на этот путь вступила Microsoft, когда предложила свою оболочку.
Появление Windows было неизбежно. В складывавшихся условиях Microsoft, чтобы утвердиться в роли лидера, была просто обязана сделать собственный графический интерфейс. Лучшим прототипом, конечно же, являлись разработки Apple. Ясно, что их следовало адаптировать к IBM PC, но пикантность ситуации состояла в том, что две компании связывали довольно сложные отношения. Начиная с 1982 года Microsoft, основной разработчик приложений для Apple, поставляла текстовый редактор, электронную таблицу и ряд других программ. Естественно, знаний о том, как устроен графический интерфейс, у Microsoft было предостаточно. Стив Джобс понимал, какую опасность таит столь тесное сотрудничество. В январе 1982 года даже был заключен договор, по которому Microsoft отказывалась создавать использующие мышь программы для платформ, отличных от Apple. Впрочем, Билл Гейтс выполнил соглашение только частично. Параллельно с добросовестной разработкой программного обеспечения для Apple началась активная работа по созданию Windows. 10 ноября 1983 года Гейтс обнародовал собственные планы относительно графического пользовательского интерфейса для IBM PC. Но ни Windows 1.0 (1985), ни Windows 2.0 (1987) коммерческого успеха не имели; реальной работающей версией стала Windows 3.0 (1990).
Заимствования, благодаря которым IBM PC почти сравнялся с Macintosh, стали причиной вялотекущего судебного процесса, который закончился в 1997 году, когда Microsoft выплатила Apple 150 млн. долл.