Действительно ли можно сказать, что сегодня мы становимся свидетелями набирающей силу конвергенции?
Джона Джонсон — президент и научный директор исследовательской компании Nemertes Research. Электронную почту ей можно направлять по адресу johna@nemertes.com

Определения порой бывают довольно забавными. Известный специалист по технологиям организации совместной работы Мелани Турек любит напоминать, что слово «сотрудничество» (collaboration) в словаре Webster трактуется в том числе и как «совместная деятельность с врагом» (Это определение станет понятнее, если вспомнить новейшую историю Европы и постыдное явление, названное «коллаборационизмом». — Прим. ред.) . Правда, сторонники идей Open Source считают, что такое толкование данного термина применимо только к продуктам Microsoft.

Впрочем, меня интересует другой вопрос. Какой термин придумать для пока не слишком заметной, но тем не менее реальной тенденции интеграции мобильных технологий с механизмами передачи голоса, данных и видео, а также со средствами организации сотрудничества? Из всех названий, приходящих на ум, лучшим мне представляется очень модное в недавнем прошлом и уже успевшее набить оскомину словечко «конвергенция». В словаре оно определяется как «сближение или объединение». Этот термин, происходящий от латинского сочетания con («с») и vergere («клониться», «гнуться»), очень хорошо подходит для описания процесса «сближения» механизмов передачи голоса, данных и видео со средствами организации беспроводной связи и поддержки совместной работы в современной корпоративной сети.

Действительно ли можно сказать, что сегодня мы становимся свидетелями набирающей силу конвергенции? По всем признакам, да. К примеру, 45% ИТ-руководителей, которых нам довелось опросить в последнее время, заявили, что в ближайшем будущем планируют наладить передачу голоса по беспроводным локальным сетям Wi-Fi, а еще 29% сообщили, что изучают такую возможность. С другой стороны, в ходе недавно проводившегося опроса почти 90% руководителей ИТ-служб отметили, что присматриваются к технологии VoIP или уже используют ее в своей работе. Я вижу, что немалый интерес проявляется и к интегрированному коммуникационному устройству — IP-телефону, который одновременно выполняет функции настольного и сотового телефонных аппаратов. Он без каких-либо затруднений подключается к беспроводной локальной сети стандарта IEEE 802.11 и глобальным беспроводным службам. Компания Motorola и ряд ее партнеров успешно демонстрируют изделие, которое поддерживает как стандарты 802.11x, так и технологии сотовой связи (в частности, 3G и CDMA). А интеграция в эти устройства технологий поддержки совместной работы привела к появлению современных сотовых трубок с возможностью обработки данных, включая и средства поддержки мгновенного обмена данными. Компании Avaya, Nortel Networks, Shoreline и Siemens уже сейчас встраивают механизмы обеспечения совместной работы в свои IP-телефоны.

Вы скажете, что с большинством из перечисленных средств мы давно знакомы. В каком-то смысле это действительно так. Ведь сотовые телефоны, поддерживающие возможность передачи данных, технологию Wi-Fi, средства организации сотрудничества и решения на базе VoIP, успешно работают уже в течение нескольких лет. Но вместе с тем за прошедшее время многое изменилось.

  • Инфраструктура. Возможность объединения средств пересылки голоса, данных, а зачастую и видео в рамках одной сети приковывает всеобщее внимание к распределенным сетевым средам, построенным на базе технологии Multi-Protocol Label Switching (MPLS). Многие руководители ИТ-служб уже сообщили о завершении подобного перехода или декларировали намерение в ближайшее время внедрить у себя службы, обеспечивающие выполнение соответствующих функций. По мере того как истинная интеграция будет набирать обороты, технология MPLS и другие архитектуры сетей, поддерживающие требуемое качество обслуживания, начнут приобретать все более широкую популярность.
  • Станции конечных пользователей. Действительность сегодня такова, что большинство сотрудников работают не в центральных, а в удаленных офисах. В соответствии с современной коммуникационной парадигмой роль инструмента удаленного и мобильного пользователя принято отводить портативному компьютеру. Но так ли это на самом деле? Все чаще возможность подключения по мобильному каналу связи в сочетании с наличием "облегченных" приложений, построенных на базе Web-технологий, позволяет удаленным пользователям выбирать в качестве основного устройства КПК.
  • Определение присутствия. Одним из следствий конвергенции является появление множества различных коммуникационных каналов. Сегодня общение осуществляется при помощи систем поддержки мгновенного обмена данными, электронной почты, голосовых звонков или видеосвязи. С помощью средств определения присутствия можно переадресовывать входящие "звонки" системе мгновенной передачи сообщений или пересылать соответствующую информацию по электронной и голосовой почте.

Конечно, итоги подводить пока рано, ведь технологии постоянно совершенствуются. Возможно, конвергенция такого рода еще не вошла в моду, но тем не менее она уже становится реальностью.


Корпоративный VoIP

Компания Equant, ведущий поставщик международных услуг связи для представителей крупного бизнеса, сообщила о значительном росте числа корпоративных клиентов, которые используют VoIP-решения. За последний год их возросло выросло с 700 до 1300 организаций. Услугами Equant в области VoIP пользуются, в частности, более 130 транснациональных корпораций. Спрос на VoIP-решения продолжает устойчиво расти.

«Переход на технологию VoIP в корпоративном секторе сегодня осуществляется относительно просто, а достигаемая экономия оказывается весьма существенной, — подчеркнул аналитик компании Juniper Research Иен Кокс. — Компании, например, не платят за «сетевые» звонки между подразделениями. И это лишь одна из нескольких наиболее весомых причин, побуждающих предприятия отказываться от обычных аналоговых телефонных сетей общего пользования».

Кокс ожидает быстрого роста числа звонков, совершаемых с использованием виртуальных частных IP-сетей, так как конвергенция открывает перед предприятиями возможность значительного снижения расходов на связь. В апреле 2002 года компания Equant одной из первых представила полный спектр услуг «сквозной» голосовой связи на базе технологии IP PBAX, предложенной Cisco Systems. Нынешней осенью руководство компании планирует добавить к ним системы IP-телефонии Avaya и Nortel Networks.

Получив необходимое согласие от соответствующих национальных государственных органов, компания Equant (дочернее предприятие France Telecom), предоставляет услуги международной связи IP-VPN в 93 странах, в том числе и на развивающихся рынках — в Китае, Индии и России.

В июне компания France Telecom ввела в действие две новые услуги VoIP во Франции. Первая из них ориентирована на предприятия малого и среднего бизнеса, другая — на крупные корпорации. Обе услуги предлагаются на базе принадлежащей Equant сетевой инфраструктуры IP-VPN.

Решения в области Internet-телефонии, предлагаемые небольшим и средним предприятиям, не требуют от клиентов инвестиций в оборудование PBAX. Ежемесячная абонентская плата за соответствующие услуги составляет 12 евро плюс плата за подключение (еще около 70 евро). Клиенты получают возможность совершать неограниченное число звонков на узлы, подключенные к соответствующей службе, в то время как расходы на все прочие звонки в пределах Франции вполне сравнимы со стоимостью других аналогичных услуг. Новая служба начала действовать с июня.

Джон Блау