Какую нишу займет на рынке ESB технология Sonic, а какую — разработки IBM и еще не готовая к выпуску технология Indigo

Компания Sonic Software последовательно пропагандирует достоинства Enterprise Service Bus (ESB), но если раньше ее попытки продвинуть эту технологию были, что называется, гласом вопиющего в пустыне, то теперь у компании появилось множество союзников. Идея ESB в том, чтобы обеспечить основанную на стандартах платформу интеграции, объединяющую ориентированные на сервисы архитектуры (Service-Oriented Architectures, SOA), средства мгновенного обмена сообщениями, Web-сервисы и XML-инструментарий. Пожалуй, самым активным проповедником этой технологии зарекомендовал себя Гордон Ван Хьюзен, главный технолог Sonic, сыгравший ключевую роль в разработке флагманского продукта своей компании. Ван Хьюзен побеседовал с редактором еженедельника InfoWorld Эдом Скэннелом. Разговор шел о конкурентной природе складывающегося рынка ESB, а также о том, какую нишу займет на этом рынке технология Sonic, а какую — разработки IBM и еще не готовая к выпуску технология Indigo.

Sonic вложила большие средства в технологию ESB. Как вы относитесь к разрабатываемой Microsoft технологии Indigo?

Технология Indigo весьма интересна в контексте ориентированных на службы архитектур. Если речь идет об архитектурах уровня предприятия, нужно принимать во внимание два аспекта. Во-первых, существует представление о приложениях как о конечных точках и о том, как нужно рассматривать приложения в рамках архитектуры SOA: какие интерфейсы они должны иметь и как они должны себя вести. Во-вторых, существует инфраструктура для связывания нескольких приложений воедино. Как правило, это довольно самостоятельные сферы деятельности. Так уж сложилось, что поставщики, ставящие во главу угла приложения (такие, как Microsoft и BEA Systems), смотрят на SOA глазами программистов. Они не стали изменять модель взаимодействия или интерфейсную модель так, чтобы получить оптимальную инфраструктуру для объединения множества систем. Вместо этого сохранили верность модели «клиент-сервер» и сориентировали данную модель на взаимодействие с Web-службами. Так что, вероятнее всего, Microsoft будет по-прежнему следовать своим курсом. Конечно, Indigo фактически знаменует поистине фундаментальный сдвиг в том, что касается внешнего вида интерфейса. Но ведь это, что ни говори, всего лишь коммуникационная подсистема, и не более того.

Но разве в процессе работы над Longhorn в Microsoft не уделяют серьезного внимания различным усовершенствованиям средств организации коллективной работы и коммуникаций?

Совершенно верно. Думаю, они пришли к правильному заключению о том, что отношение к этим проблемам имеет важное значение, особенно в контексте архитектуры. Indigo — уже не старая добрая модель RPC на базе связки «клиент-сервер». Это шаг в сторону модели, управляемой событиями и сообщениями, слабо связанной модели, ориентированной на сервисы, которая, превосходит прежнюю по всем параметрам. Возможно, это — ключ к достижению гибкости в области архитектур информационных систем.

Вас не беспокоит тот факт, что Microsoft собирается интегрировать эту технологию в новую операционную систему?

Нужно сохранять чувство меры и не считать технологию Indigo явлением более масштабным, чем она является на самом деле. Но, в сущности, она не обладает возможностями, которые обычно связывают с брокерами сообщений и межплатформенным ПО.

Значит, вы не считаете вашу технологию ESB и Indigo конкурирующими платформами разработки и развертывания приложений?

Оба этих продукта — платформы, но разных типов. ОС Longhorn, компонентом которой будет Indigo, это первоклассная платформа приложений. А технология ESB — интеграционная платформа. И если к межплатформенному ПО, задача которого — объединить множество систем, предъявляется один набор требований, то требования к платформе, обеспечивающей функционирование различных прикладных программ, совершенно иные. Время покажет, сумеет ли Microsoft разработать добротную распределенную инфраструктуру. Ведь до сих пор им не приходилось вплотную заниматься этой проблемой. Конечно, существует BizTalk Server, но это изделие никак нельзя считать распределенной платформой для объединения сотен или тысяч прикладных программ.

На другом вашем фланге работает корпорация IBM. Что вы думаете о ее ESB-стратегии?

Честно говоря, они получают неплохую прибыль от своих внедренных технологий, так зачем же «срезать углы» на этапе разработки этого нового подхода? Услуги, а также все то, что сопутствует более традиционным интеграционным технологиям, — это довольно важно. ESB и SOA, вообще говоря, продукты совсем иного рода, поэтому я думаю, что эту нишу они будут осваивать с большой осторожностью.

Значит, вы не боитесь, что в «лесу ESB» вашей компании уготована судьба эдакого маленького деревца, которое не видит солнца за кронами гигантов?

Ну что же, чем серьезнее IBM станет относиться к этой технологии и чем энергичнее рыночные факторы будут заставлять ее работать в этом направлении, тем больше у нас появится оснований для беспокойства. Но в ближайшем будущем они собираются — как я полагаю, заявления, сделанные ими на протяжении последних месяцев, подтверждают это — шаг за шагом двигаться в правильном направлении. Они будут заполнять бреши, готовить массу «белых» книг и консультационных услуг, пока не получат добротный продукт. А получить добротный продукт очень и очень непросто.