В Санта-Кларе успели по достоинству оценить потенциал российских разработчиков. Intel — корпорация с огромным бюджетом исследований и разработок, и в России она постоянно наращивает свою активность в этой сфере. Одним из самых примечательных событий нынешнего года в отечественной ИТ-индустрии стал переход в Intel разработчиков из группы компаний «Эльбрус» во главе с Борисом Бабаяном
Все-таки не зря про форумы IDF (Intel Developer Forum) в самой корпорации говорят, что они «объединяют в себе всю экосистему, складывающуюся вокруг наиболее перспективных вычислительных и коммуникационных технологий». Очередной московский IDF (в этом году он проводился в российской столице уже в третий раз) собрал в здании Президиума Российской академии наук разработчиков самого разного профиля — от тех, кто занимается проектированием аппаратных вычислительных систем и созданием программного обеспечения, до таких, чьей специализацией является разработка нефтяных месторождений.
Разумеется, в IDF в Москве приняли участие не только разработчики. Но их концентрация в одном отдельно взятом здании была способна произвести впечатление. Равно как и нынешние действия Intel по расширению своей программы (и географии) исследований и разработок в России.
Полагаю, одним из наиболее примечательных событий нынешнего года в отечественной ИТ-индустрии стал переход в Intel разработчиков из группы компаний «Эльбрус» во главе с академиком Борисом Бабаяном — тех, чья самая известная разработка последнего времени, микропроцессор E2k, получила немало восторженных отзывов на Западе (в том числе в таком авторитетном издании, как Microprocessor Report) и фигурировала в новейших российских учебниках информатики как самая передовая процессорная архитектура, превосходящая зарубежные аналоги.
Теперь Бабаян — руководитель проекта Intel в России. В ходе IDF он заявил, что с переходом в Intel у разработчиков из «Эльбруса» стало больше энтузиазма.
Процессор E2k, как ожидается, в ближайшее время будет представлен заказчику, то есть государству. Завершение этого проекта, по словам Бабаяна, было одним из условий, выдвинутым «Эльбрусом» в ходе объединения с Intel. Конечно, технологические характеристики E2k по меркам сегодняшнего дня выглядят довольно скромно. Поэтому неудивительно, что Бабаян не скрывает своих эмоций, связанных с получением доступа к самым передовым на данный момент времени производственным мощностям.
«У Intel гигантские фабрики, гигантская мощь, перед нами открываются поистине фантастические возможности, — заявил он. — Мы не имели таких возможностей в России. У нас есть действительно передовые технологии разработки процессорных архитектур. Соединение этих двух факторов должно принести результат».
В отношении E2k и, в частности, архитектурных решений, реализованных в данном процессоре, по-прежнему остается немало вопросов, и далеко не на все из них в Intel могут дать четкий ответ. Но Бабаян уже устремлен в будущее: «Самое главное — это не те наработки, которые у нас есть, а то, что мы можем генерировать новые идеи. В Intel это прекрасно понимают». С этим трудно не согласиться. В Санта-Кларе уже успели по достоинству оценить потенциал российских разработчиков. Intel — мощнейшая корпорация с огромным бюджетом исследований и разработок, и в России компания постоянно расширяет свою активность в этой сфере. Исследовательский центр корпорации в Нижнем Новгороде уже получил широкую известность. Здесь создаются средства разработки, а также программное обеспечение поддержки нового графического формата U3D, ведутся другие проекты.
Не думаю, что стоит подвергать сомнению слова президента Intel в России Стива Чейза о том, что приход около 600 квалифицированных инженеров во главе с Бабаяном является важным событием для корпорации. Но в то же время вряд ли стоит рассматривать это объединение как свидетельство повышения конкурентоспособности России по отношению к другим государствам. Здесь далеко не все очевидно. С одной стороны, конечно, признание такой корпорации, как Intel, не может не говорить в пользу российских разработчиков микропроцессоров. С другой, авторам следующих изданий отечественных учебников информатики, по всей вероятности, придется придумывать новые формулировки тезисов, которые в течение нескольких лет с успехом несли в себе немалую долю патриотической нагрузки.