В начале следующего года базовый профиль и ПО для поддержки нового формата должны быть сделаны открытыми

Формат файлов трехмерной графики Universal 3D (U3D), который разрабатывается в рамках 3D Industry Forum (3DIF) совместно с ассоциацией Ecma International, в Intel называют «JPEG для 3D-данных». Разработка U3D преследует амбициозную цель: создать единый открытый формат для доступа к данным САПР из любых приложений. О формировании 3DIF было объявлено в апреле нынешнего года в ходе европейской сессии IDF в Барселоне. Помимо Intel, инициаторами создания этой организации выступили также Adobe и Boeing. К настоящему моменту в 3DIF входят несколько десятков компаний, в том числе — ATI Technologies, Dassault Systemes, EDS, HP, Microsoft, nVidia, Unigraphics Solutions и др.

«Прежде индустрия 3D-графики была очень сильно разобщена. С созданием 3DIF стало возможно ее объединение», — отметил в ходе московского форума IDF инженер по программному обеспечению исследовательского центра Intel в Нижнем Новгороде Александр Майоров.

Именно в Нижнем Новгороде ведутся основные проекты Intel, связанные с U3D, в частности, разрабатываются динамические библиотеки для поддержки данного формата и примеры их использования. Сам этот формат, по словам Майорова, отличается гибкостью, возможности расширения обеспечивают быстрое реагирование на потребности рынка, а открытость способствует инновационному развитию.

«Появление универсального и расширяемого формата трехмерной графики сейчас является актуальным и своевременным. Уже есть необходимые пропускная способность и вычислительные мощности для массовой работы с 3D, ширится применение трехмерных технологий в различных сферах», — отметил он.

При этом обеспечение совместимости САПР между собой за счет применения U3D как универсального инструмента передачи данных из одной системы в другую целью разработки формата, как заявляют его сторонники, не является.

«Существует множество форматов, обеспечивающих совместимость САПР. Но нам однозначно не хватает оптимизированного формата для распространения данных после обработки в САПР, предназначенного для соответствия требованиям других приложений, например, для обучения, работы с документацией, различного рода маркетинговой деятельности и технической поддержки», — уверен генеральный директор компании Right Hemisphere Майк Линч.

С помощью U3D, как предполагается, данные из систем автоматизированного проектирования смогут передаваться в самые различные программы, в том числе — входящие в офисные пакеты (Microsoft Word, Excel, PowerPoint и др.), графические системы типа Maya и 3ds max, Web-приложения и т. д. Это одна из основных задач проекта, и поэтому, естественно, будущее нового формата во многом зависит от производителей САПР — захотят ли они реализовать поддержку U3D в своих продуктах. В Intel считают, что в этом отношении есть повод для оптимизма. Однако в ходе IDF некоторые специалисты подвергли этот оптимизм сомнению, заявив, что, по их мнению, U3D нуждается в более широкой поддержке со стороны производителей САПР, которой пока не наблюдается.

Говоря о U3D с технической точки зрения, следует отметить, что новый формат вобрал в себя многие уже известные свойства графических форматов, доказавшие состоятельность. В частности, в U3D реализованы поддержка различных уровней детализации (позволяет учитывать требуемое качество воспроизведения и производительность системы, а также предпочтения пользователя), прогрессивного декодирования и воспроизведения, обычной и скелетной анимации. Кроме того, как сказал Майоров, U3D наделен возможностью поддерживать предсказание топологии моделей (позволяет уменьшить размер файлов), множественную иерархию в сценах и другие полезные свойства. Для создания модулей расширений может использоваться язык, совместимый со стандартом CIL (Common Interface Language), в частности C# или Managed C++ (последний в настоящее время находится в процессе стандартизации).

Процесс стандартизации самого U3D протекает следующим образом. В июне нынешнего года в Ecma был создан технический комитет (TC43) для работы над спецификациями формата.

«В Ecma стремятся к быстрой стандартизации U3D. После утверждения в этой организации второй редакции формата спецификации будут переданы в ISO, и мы надеемся, что уже в третьем квартале 2005 года стандартизация U3D в ISO будет завершена», — заявил Майоров. По его словам, в начале следующего года базовый профиль U3D и программное обеспечение для поддержки нового формата должны быть сделаны открытыми в соответствии с моделью Open Source.


Универсальность и расширяемость

Основные проекты Intel, связанные с U3D, ведутся в исследовательском центре в Нижнем Новгороде. В частности, здесь разрабатываются динамические библиотеки для поддержки данного формата (базовая, а также библиотеки экспорта, импорта, визуализации, планирования и расширений) и примеры их использования (программы просмотра и экспорта файлов U3D).