Для квалифицированных разработчиков программного обеспечения в Санкт-Петербурге появятся сотни вакансий: ситуация с кадрами в городе в последнее время значительно усложнилась. Это одно из последствий работы местных компаний по продвижению города и в целом российской софтверной индустрии

Появление в Северной столице центров разработки программного обеспечения сразу нескольких крупных ИТ-компаний обострило и без того непростую ситуацию на местном рынке труда.

Хотя все «новички» говорят о тесном сотрудничестве с российскими вузами, большая часть набираемых сотрудников будет вовсе не вчерашними студентами. Таким компаниям, как Sun Microsystems, Intel и Luxoft, требуются программисты с опытом. И значительная часть этих специалистов будет заимствована у петербургских софтверных компаний, ориентированных на зарубежного заказчика.

Евгения Дельнова, руководитель подразделения по подбору ИТ-персонала компании Kelly Services CIS, полагает, что «существенное влияние открытия центров разработок Sun и Intel на петербургский рынок труда уже ощущается. Массовый набор специалистов этими компаниями ведется с начала лета».

«Ситуация с кадрами в Петербурге значительно усложнилась. На мой взгляд, ничего другого и не могло произойти. Это одно из последствий нашей работы по продвижению города и в целом российской софтверной индустрии. Плохо, что мы не успели подготовиться к произошедшим изменениям заранее и создать свою инфраструктуру переподготовки кадров», — прокомментировал итоги своей работы Валентин Макаров, президент ассоциации «Руссофт», ранее возглавлявший петербургский консорциум разработчиков «Форт-Росс».

Опыт, английский язык и Java

По данным рекрутинговых агентств Kelly Services и Arcadia++, а также по мнению руководителей петербургских компаний, больше всего спрос вырос на специалистов с опытом работы пять-семь лет и хорошим знанием английского языка.

«Специалисты среднего уровня с опытом три-четыре года после института также востребованы. А молодые специалисты — в меньшей степени. Сейчас компании, пришедшие на рынок, подбирают ?костяк? коллективов, и требования к специалистам исключительно высоки», — говорит Дельнова.

Ожидается, что по-прежнему будет ощущаться дефицит хороших руководителей проектов, а также руководителей групп (например, тестирования). Вряд ли легче станет ситуация с подбором специалистов по качеству и продавцов. По словам Андрея Федорова, генерального директора компании Digital Design, есть также устойчивый спрос на квалифицированных системных архитекторов.

«В последнее время почти не стало публичных объявлений о поиске работы разработчиков, программирующих на Java. Именно этих специалистов набирают и планируют набирать Sun и Intel. А в прошлом году от них почти каждый день приходило в среднем по одному резюме. Эти люди либо вовсе не планируют менять место работы, либо решили подождать лучших предложений. Особенно сложно найти разработчика с не менее чем двухлетним стажем и знанием английского. Сейчас такие специалисты получают в Петербурге не менее 1200-1500 долл. Их зарплата за последние месяцы больше всего выросла», — подвел первые итоги «Java-бума» Юрий Иванов, генеральный директор компании Arcadia++.

Все только начинается

Sun намерена к июлю 2005 года увеличить штат своего центра исследований и разработок в Санкт-Петербурге до 350 человек (в сентябре в нем работало только 125 человек). Intel планирует довести число сотрудников, которые будут заниматься в России исследованиями и разработкой программного обеспечения, до 1 тыс. человек (в августе таковых у компании было примерно 550 человек), при этом в городе из них будет работать около сотни.

Петербургский центр создавался на базе филиала московской компании «Эльбрус МЦСТ», фактически купленной Intel весной этого года. За некоторых бывших сотрудников «Эльбрус МЦСТ», по информации из нескольких источников, вроде бы смогла «побороться» Sun, которая долго сотрудничала с этой российской фирмой. Официально ни Intel, ни Sun ситуацию с переходом сотрудников «Эльбрус МЦСТ» к новым работодателям никак не комментируют. Важно, что обе компании на первом этапе осуществляли набор со стороны не так активно, как это будет, скорей всего, в ближайшие месяцы.

Планы Luxoft также могут существенно повлиять на рынок. К концу этого и в течение следующего года эта компания намерена принять на работу в свой петербургский филиал по 100 сотрудников. Правда, из них человек 10-15, возможно, просто вернется в Петербург. Эти сотрудники когда-то уехали из своего родного города по приглашению Luxoft.

Не исключено, что некоторые другие крупные зарубежные компании пойдут по пути Intel и Sun.

«То, что такие известные в мире ИТ-фирмы будут иметь свой штат разработчиков и исследователей в Петербурге, уже положительно сказалось на имидже города. И в Северной столице появятся новые центры разработки», — прогнозирует Дельнова.

По информации рекрутинговых агентств, «одна очень крупная зарубежная телекоммуникационная компания» уже приняла решение об открытии своего подразделения в Петербурге, в котором будет примерно 100-150 разработчиков. Однако поиск сотрудников для своего петербургского центра она уже начала. Уместно вспомнить, что в Петербурге уже давно работают достаточно большие команды разработчиков таких компаний, как Siemens, Motorola и Ectaco. При этом Motorola, по наблюдениям руководителей софтверных компаний, быстро расширяет штат разработчиков.

Дополнительные сложности с кадрами у компаний, занимающихся разработкой ПО на экспорт, возникают и оттого, что значительная часть программистов переходит в фирмы, которые ориентированы на российский рынок. Зарплаты тех, кто специализируется на внедрении различных программных комплексов (ERP-систем, CRM и т. п.) на отечественных предприятиях, в последнее время существенно подросли. Теперь специалистам ненамного выгоднее, если вообще выгоднее, идти в офшорный бизнес, в котором требования к квалификации гораздо выше и постоянно нужно заниматься самообразованием.

«По нашим данным, в Петербурге около 200 софтверных компаний, которые ориентированы на российский рынок. В большинстве своем они расширяют штат программистов. К тому же, в городе примерно 300-500 разработчиков, которые не числятся ни в одной местной компании и напрямую работают на зарубежных заказчиков. И их количество растет», — считает Иванов.

Все это происходит на весьма ограниченном рынке. А петербургские вузы, готовящие программистов, не способны в обозримом будущем покрывать своими выпускниками увеличивающийся дефицит кадров. Тем более что не хватает, прежде всего, опытных специалистов.

Инициатива наказуема?

Вырисовывается следующая картина ближайшего будущего. Приход в Петербург крупных компаний приведет к тому, что местные относительно небольшие фирмы, занимающиеся офшорным программированием, потеряют значительную часть своих сотрудников. Разумеется — далеко не самых худших. Резко вырастут зарплаты программистов (это основная статья расходов софтверных компаний), они достигают 70% всех издержек. Подобные перемены смогут пережить без серьезных проблем не все. Если банкротств и не будет, то многим придется довольствоваться лишь тем, что есть, или сократить свой экспорт, переориентировавшись на российский рынок.

Поговаривают, что основатели консорциума «Форт-Росс», первого российского объединения разработчиков ПО, которое начало активно продвигать Россию (и заодно Петербург) за рубежом, теперь «вознаграждены» за свои инициативы серьезными кадровыми потерями и существенным снижением рентабельности. Однако подтверждений этих разговоров, как и мрачных прогнозов относительно будущего петербургских компаний, экспортирующих услуги по разработке ПО, пока нет.

Более того, по словам Иванова, почти все местные экспортеры со штатом не менее 100 программистов намерены расширяться. Таких компаний в городе около полутора десятков. При этом руководители петербургских компаний не только не озабочены перспективой массового переманивания у них сотрудников, но даже приветствуют открытие в Петербурге центров разработки Intel и Sun.

«Конечно, конкуренция за ресурсы возросла. Однако благодаря тому, что к нам приходят известные в мире ИТ-компании, растет и рынок. Intel и Sun, открывая свои центры, признали высокий уровень подготовки петербургских разработчиков. Для нас это серьезный аргумент при переговорах с потенциальными зарубежными заказчиками.

Кроме того, эти компании активно занимаются подготовкой кадров. Далеко не все обученные специалисты будут у них работать. Значит, в перспективе проблема нехватки высококвалифицированных разработчиков будет решаться», — оптимистичен Николай Пунтиков, генеральный директор компании Star Software.

Нет и предпосылок для резкого роста заработной платы программистов в Петербурге. Западные компании переманивают более высокими заработками только отдельных ключевых специалистов и менеджеров (так, впрочем, поступают и местные).

При наборе большей части сотрудников они ориентируются на существующий на региональном рынке уровень заработной платы.

По словам Дельновой, пока появление центров Intel и Sun не очень сказалось на росте заработной платы разработчиков, «разбогатели» только высококвалифицированные специалисты, и те на 10-20%. В среднем за два года зарплата программистов в Петербурге выросла не более чем на 20%, хотя по отдельным позициям рост превышает 100%.

«Digital Design — одна из компаний, которая считается в Петербурге кузницей кадров. Стоит ли этим гордиться, или перестать тратить деньги на подготовку специалистов ?для других? — вопрос сложный. И все-таки пока менять тут ничего не будем. Во всяком случае — в ближайшее время. Ведь в целом эффект от рекламы региона значительно превышает потери, вызванные конкуренцией на рынке труда», — полагает Федоров.

Провинция поможет

Петербургские компании большие надежды возлагают на улучшение системы подготовки кадров. По словам Пунтикова, необходимо перенимать опыт Москвы, где есть учебные центры, которые позволяют, исключив фундаментальное образование, подготовить квалифицированных программистов за год-два.

«Конкуренция за трудовые ресурсы подтолкнет нас к более тесному взаимодействию с вузами и, наверное, к ускорению создания своего центра переподготовки кадров. В краткосрочной перспективе нужно срочно налаживать систему повышения квалификации специалистов среднего уровня», — считает Макаров.

Однако даже посредством подготовки и переподготовки кадров полностью решить проблему нехватки разработчиков в обозримом будущем не удастся. Петербургские вузы по-прежнему находятся в тяжелом положении.

К тому же демографическая ситуация в городе не слишком благоприятствует образованию кадрового потенциала. Скоро выпускников школ из-за резкого снижения рождаемости в конце 80-х будет меньше, чем вакансий в петербургских вузах. Тем не менее количество программистов в городе в ближайшие годы, скорее всего, будет быстро расти.

Можно ожидать возращения разработчиков из-за рубежа и Москвы. Однако главным кадровым источником для софтверных компаний станут регионы, а также Белоруссия.

Руководители компаний и рекрутинговых агентств уже заметили наличие притока кадров из других регионов и из-за рубежа. В перспективе он должен быть еще больше. Большой опыт в привлечении региональных специалистов имеет Luxoft. Этот опыт намерены перенять некоторые петербургские софтверные компании.

По данным Arcadia++, в Москве примерно 50% разработчиков являются иногородними.

В Петербурге приезжих пока значительно меньше. Однако по этому показателю очень скоро произойдет выравнивание двух столиц. «Основными поставщиками кадров для Петербурга станут города Северо-Запада России, Урал, а также Белоруссия. Белорусы имеют те же права при поступлении на работу в российскую структуру, что и россияне. С украинцами, казахами и гражданами других государств сложнее. Разрешение на прием их на работу нужно получать в Москве. Для петербургских компаний это большая проблема», — полагает Иванов.

Таким образом, появление в Северной столице центров разработки таких компаний, как Sun, Intel и Luxoft, возможно, негативно отразится лишь на региональных софтверных компаниях. Петербург решит основные проблемы нехватки специалистов путем объявления вслед за Москвой всероссийского набора кадров. Однако не исключено, что выгоды некоторых петербургских компаний все же не покроют потерь от ухода специалистов.

По словам Иванова, все руководители говорят, что ищут новых сотрудников с целью расширения штата, а не из-за того, что от них уходят специалисты. Переход квалифицированных кадров в другие компании они стараются не афишировать.


Факторы, влияющие на смену работы

По информации руководителей компаний и рекрутинговых агентств, повышение заработной платы по-прежнему является основным стимулом, побуждающим петербургских разработчиков программного обеспечения сменить работу. Сорваться с насиженного места они могут при перспективе повысить свои доходы не менее чем на 10%. Однако значение этого фактора немного снижается. Особенно это касается «ветеранов». Для них возможность решать интересные задачи, проявить себя иногда — даже важнее повышения заработной платы. Также большее значение для опытных сотрудников имеет атмосфера в коллективе и стабильность (уверенность, что фирма, в которой они работают, не закроется и будет развиваться).

Имидж (известность, авторитет) компании, приглашающей на работу, сам по себе не имеет решающего значения.

Возможность карьерного роста важна для «лидеров» — руководителей групп и проектов. Всего таких «лидеров» не более 15-20% от всех разработчиков. В большей степени нацелены на такой рост сотрудники до 30-35 лет. При этом карьерный рост в некоторых крупных и быстрорастущих российских фирмах более вероятен, чем в западных компаниях, открывающих свои центры в России.

Работодатель относительно спокойно относится к потере хорошего специалиста после того, как тот отработает в компании не менее двух-трех лет. За это время, как правило, с некоторой прибылью окупаются затраты на обучение кадров. Еще одна примета времени — программисты не стремятся уехать на заработки на Запад.