Агентство J?son & Partners обнародовало аналитический отчет по мобильному контенту

Мобильная телефония начинает «обрастать» новыми дополнительными услугами и становится средством распространения так называемого мобильного контента — приложений и информации. Соответствующий российский рынок, по оценке компании J?son & Partners, достиг 310-320 млн. долл., а в 2005 году он превысит 550 млн.

В ходе исследования были опрошены представители всех участников мобильного информационного рынка: поставщики информации, операторы мобильной связи, правообладатели, авторы и медиапартнеры.

Центральной фигурой рынка являются поставщики информации, которым достается 10-15% денег клиентов. Максимальный доход получают операторы, которые забирают себе 30-50%, но при этом обеспечивают инфраструктуру для сбора денег и биллинг. Медиапартнеры — телевидение, радио и пресса — также получают 20-35% этого рынка от рекламы услуг и привлечения клиентов. Не остаются обиженными и правообладатели, которым достается до 15% денег. А вот авторы, как правило, получают за свои продукты фиксированную сумму, которая не зависит от количества покупателей.

Разумеется, на рынке есть и пираты, которые продают или бесплатно раздают информацию, — их доля составляет 20-30% общей суммы. Эти деньги в отчете не учитывались.

Сами приложения аналитики J?son & Partners делят на четыре категории: развлечения (мелодии, картинки, Java-игры), интерактивные приложения (SMS-игры, общение, викторины), информация (для бизнеса, развлекательная и по подписке) и медиапроекты (участие в телевизионных шоу, на радио и в прессе). При этом наибольший доход (около 71%) приносят развлечения. Однако этот сегмент постепенно сокращается, уступая место другим типам приложений. В частности, за время, прошедшее с предыдущего опроса, который проводился в начале 2004 года, доля медиапроектов увеличилась в три раза — с 2 до 6%. Из интерактивных приложений наиболее популярны знакомства и общение, которые и обеспечивают значительную часть доходов.

Сейчас на рынке присутствуют около 130 контент-провайдеров, и аналитики J?son & Partners считают, что в следующем году это число может увеличиться до 250. В тройку лидеров, по версии аналитиков, входят «БиОнЛайн», i-Free и Infon. Однако в следующем году вполне возможен приход на российский рынок крупных зарубежных игроков, которые могут сильно изменить расстановку сил. Пока есть только один успешный иностранный проект — он принадлежит компании Jippii, которая располагается на седьмом месте. Рынок этот не очень прибыльный — первые 10 компаний в месяц зарабатывают всего 150 тыс. долл. чистого дохода, но для вхождения на него пока не требуется больших затрат. Именно поэтому выход нового провайдера на рынок может окупиться за полгода.

Интересно, что формирование рынка мобильных информационных услуг началось не в Москве, а в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Кроме того, активно развивается бизнес и в других регионах — J?son & Partners назвала еще 16 городов, в которых в ближайшие два-три года будут появляться достаточно сильные поставщики дополнительных мобильных сервисов. Таким образом, эта индустрия изначально является распределенной по всей России, от Владивостока и Хабаровска до Калининграда, и в ближайшие год-полтора ее ожидает экспоненциальное развитие.


Цифры

Мобильная телефония начинает «обрастать» новыми дополнительными услугами и становится средством распространения так называемого мобильного контента — приложений и информации